Среда, четверть первого. Пятый урок — физика. Александр Ядрин объясняет ученикам 9 «А» класса школы в русском селе Каринском принцип действия рентгеновских лучей. Рассказывает, кем была Мария Кюри, что означает беккерель и чем опасна радиоактивность.
Ядрин рисует на доске изображение атомов, показывает клип с Ютуба об их строении. Затем он спрашивает учеников, где была построена первая в СССР атомная электростанция. Ребята начинают гадать. В Москве? В Чернобыле? «Первый реактор был запущен в Обнинске» — таков правильный ответ.
Ученики Ядрина сидят по двое за партами из светлого дерева. В передней части класса на небольшом возвышении находится учительская кафедра. Это делает русских учителей похожими на царей, взирающих на подданных. Однако у Ядрина эта маленькая ступень не олицетворяет власти учителя над учениками.
Если ученики шепчутся и мешают занятиям, его тон становится строже, но он не кричит. Александра Викторовича, как его по имени и отчеству называют дети, уважают, и ему для этого ему не нужно ни кричать на учеников, ни наказывать их. Вместо этого он спокойно обращается к нарушителям дисциплины и говорит им, что разочарован. «Я надеюсь, что они сами скажут, если что-то идет не так, — объясняет он после занятий. — Я говорю им о своих чувствах, потому что это помогает общению».
Многие родители испытали на себе муштру
Ядрин отличается от других учителей школы, и это сразу видно. Бросается в глаза даже его рост в 1,96 метра: он выше всех в школьном коридоре. Этот высокий и немного нескладный человек предпочитает носить гармонирующие друг с другом подтяжки и галстуки-бабочки — и то и другое цвета бордо. У него маленькие усики, а волосы расчесаны на пробор. В свои 30 лет он значительно моложе большинства коллег по школе и более энергичен. Да и его мягкий стиль общения тут, в русской провинции, весьма необычен.
Другие учителя обращаются с учениками строго, они муштруют и наказывают детей, кричат на них. Их методы преподавания старомодны и скучны. Но многих родителей это не шокирует, ведь они сами еще хорошо помнят муштру, которая царила в школе в их время. Старые традиции живы еще и потому, что многие учителя продолжают работать и после достижения пенсионного возраста, чтобы что-то получать в дополнение к своей скромной пенсии. И они придерживаются привычных методов преподавания.
Но кое-где в России школьная система меняется — например, здесь, в классах села Каринского. Если посмотреть на высокую ограду, окружающую территорию школы, становится ясно, почему тут необходимы перемены.
Москва близко и в то же время далеко
Каринское, село с приблизительно 1,5 тысячами жителей, находится в 70 километрах к западу от Москвы. Вокруг столицы ожидаешь увидеть респектабельные окраины, однако сразу за пределами города начинается безрадостная и унылая атмосфера. Так и здесь — серые блочные дома в пять этажей, маленький супермаркет, грузинский ресторан. Самое примечательное место села и популярное место встречи жителей — узкой висячий мост над Москва-рекой.
Москва близко — и тем не менее для многих недостижима. Некоторые сельские ученики ни разу в жизни не бывали в столице. Многих, как говорят учителя, вполне устроила бы работа в супермаркете за углом. Нередко ребята бросают школу после девятого класса и предпочитают пойти работать, а не учиться в высших учебных заведениях: лучше иметь твердую почву под ногами, чем будущее, столь же ненадежное, как и висячий мост над Москва-рекой.
Профессия учителя не очень престижна, особенно в провинции. Едва ли есть причины приезжать в такое место, как Каринское, со слабо развитой инфраструктурой и мизерными зарплатами. Учителя получают тут всего лишь около 300 евро в пересчете на европейскую валюту. В итоге преподавателей не хватает.
Вот уже шесть лет как одна частная инициатива пытается противодействовать кризису в школьной системе. Тогда Елена Ярманова и Алена Маркович — обе изучали в университете международные отношения — основали программу «Учитель для России». Суть этой программы, так же как и аналогичных Teach for All в США и Teach First в Германии, состоит в том, чтобы побудить молодых выпускников вызов какое-то время поработать в школах. При этом педагогическое образование им не требуется, они проходят лишь специальный тренинг и получают в течение двух лет стипендию, компенсирующую низкую заработную плату.
Научить мыслить критически
Эти новые учителя должны привнести в преподавание свой практический опыт. «Мы демонстрируем детям примеры сценариев жизни, которых у них без наших учителей не было бы». Учителя, объясняет 31-летняя Ярманова, должны показать новые возможности при выборе профессии, которые прежде всего в отдаленных районах кажутся недостижимыми. Поэтому участников программы посылают в школы со слабой успеваемостью и в социально сложных условиях.
В центре внимание находится нечто, что в других школах подчас задвигают на задний план: развитие самостоятельного и критического мышления. «Каждый ребенок станет автором своей жизни» — таков девиз инициативы. Каждый должны получить возможность рассмотреть различные сценарии своей жизни, поясняет Ярманова.
В этом году на работу вышли 177 учителей. 107 выпускников вузов окончили специальный курс, входящий в программу. «Большинство из них до сих пор работают учителями», — с гордостью говорит основательница программы. Школа в Каринском первой в Московской области открыла свои двери перед «Учителями для России».
Ядрин был одни из первых. Он закончил вуз и теперь консультирует новых участников программы. Сейчас в Каринском их шестеро, а всего в школе 27 учителей и 272 ученика
Тупая зубрежка не для Ядрина
Ядрин хочет помочь своим ученикам отрыть для себя новые возможности. И это именно здесь, в провинции, где перспектива воспользоваться привлекательными шансами мала. Он хочет пробудить в своих учениках любопытство и творческое начало. «Я пытаюсь рассказать им о вещах, которые они могут обсудить», — говорит он. Просто встать перед классом и прочитать лекцию, заставить класс тупо зазубрить что-то — не для него.
«Я хочу, чтобы ученики задавали вопросы, потому что тот, кто задает вопросы, думает». Молодой учитель считает, что любопытство — это как свеча. «Я могу дать свечу ученику, но каждый ребенок должен зажечь ее сам». Одно известное высказывание служит ему руководством: «Имей мужество пользоваться своим собственным умом». Это слова Канта, ставшие девизом эпохи Просвещения.
Менять что-то в жизни Ядрин стремился и раньше, когда еще и не думал об учительстве. Первоначально он хотел стать банкиром и даже защитил диссертацию по экономике. А до этого мечтал быть мэром своего родного сибирского города Барабинска. Ему не терпелось отремонтировать тамошние ужасные дороги. «Мэр имеет возможность что-то изменить, тем более если он кое-что понимает в экономике», — был убежден Ядрин. Попасть в мэрию после окончания института было его мечтой.
Но во время учебы у него появилось желание преподавать. Теперь же он стремится дать ученикам развить в себе собственные мечты. Обделенным судьбой Ядрин хочет помочь подняться на новый уровень.
Путин требует уделять больше внимания образованию
Российскую систему образования критикуют много лет. Считается, что она уже долгое время находится в запустении. По сравнению со школьниками из других стран уровень российских учеников средний. Президент Владимир Путин некоторое время назад потребовал «уделить особое внимание нашему образованию», чтобы экономика страны стала конкурентоспособной. Однако реформы прошлых лет не принесли особых результатов. Кажется, что советская образовательная система прочно засела в головах людей. Многие из тех, кто испытал ее на себе, идеализируют эту систему.
Последнюю большую реформу провели десять лет назад. В ее основе лежала мысль: каждый ребенок талантлив и должен получить шанс на успех. Но в 90-95% случаев это не срабатывает, сетует Олег Федоров. «Часто учителя не понимают, что роль образования изменилась».
Тридцатиоднолетний Федоров — профессор педагогики в известной московской Высшей школе экономики, которая поставила себе цель через реформы модернизировать подготовку учителей. Это учебное заведение — партнер инициативы «Учитель для России». Современных граждан можно воспитать только новыми методами, считает профессор.
Его высшее учебное заведение дает студентам теоретические знания, сопровождая их практическими занятиями. Эту модель можно сравнить с референдариатом, и она необычна для России. «Другие университеты, даже педагогические, делают вид, что их студенты подготовлены к школьной жизни, — с сожалением говорит эксперт в области образования Федоров, — но это не так, они не располагают ни достаточными специальными знаниями, ни методикой». Его московский университет — один из четырех вузов в огромной стране, внедряющих новые принципы в подготовку учителей.
Учителя должны развивать индивидуальные способности
«Образование должно помочь каждому найти свой путь в жизни», — объясняет Федоров. По его словам, хваленая советская система уже не отвечает современным требованиям. Подготовка в Советском Союзе была очень хорошей, но в то же время она была предназначена для удовлетворения потребностей плановой экономики. Она всегда была направлена на отсев тех, кто не годился для высшего образования: «Тот, кто не успевал по математике, но хорошо пел, не мог пойти учиться в вуз, даже в музыкальный». Поэтому сегодня нужно стремиться не к тому, чтобы каждый отвечал общим требованиям. Необходимо развивать самые сильные стороны ученика.
Такова теория. Тем не менее многие считают, что все ученики должны владеть математикой на определенном уровне.
До сих пор многое существует лишь на бумаге. По словам Федорова, успехи реформы, вероятно, будут заметны лишь после того, как сегодняшние школьники сами станут родителями.
Такие учителя, как Ядрин, уже сегодня усиленно работают над этим. «Главное — иметь цель в жизни», — говорит он. В кабинете физики каринской школы становится ясно, что уже сегодня можно что-то изменить.