Резкий рост цен на палладий, ставший важным металлом в выхлопной системе гибридных электромобилей, — это хорошая новость для «Норильского никеля», являющегося одной из крупнейших в России горнодобывающих компаний.
За последние два месяца цены на палладий увеличились на 18%, обогнав большинство других металлов, включая родственницу палладия платину, которая тоже используется в выхлопных системах, но подорожала всего на 3%.
Если в начале августа палладий стоил 1 412 долларов за унцию, то последняя его цена составила 1 667 долларов за унцию, немного опустившись с рекордной отметки понедельника, когда палладий стоил 1 697 долларов. Три года назад унцию палладия продавали за 711 долларов, в то время как платина стоила 1 020 долларов.
«Норникель», известный как крупный производитель никеля, является мировым лидером по поставкам палладия. На его долю приходится около 40% общемирового объема производства. Южная Африка занимает второе место, но у нее палладий — это в основном побочный продукт платиновых шахт.
Вините «Дизельгейт»
Рост спроса на палладий уходит своим корнями в «Дизельгейт», как называют скандал 2016 года, ставший ударом для крупнейшего в Германии производителя автомобилей компании «Фольксваген», когда выяснилось, что она подделывала данные по выбросам выхлопных газов.
«Дизельгейт» негативно отразился на продажах машин с дизельными двигателями, в которых предпочтение в выхлопной системе отдается платине. Это привело к росту продаж автомобилей с бензиновыми двигателями, в которых чаще всего используется палладий.
Очередной скачок цен на палладий обусловлен тем, что у гибридных автомобилей наряду с аккумуляторной батареей есть маленький обычный двигатель, а в выхлопной системе этого двигателя в некоторых случаях больше палладия, чем у обычного мотора.
Воры охотятся на палладий
Говорят, что на выхлопные системы гибридных автомобилей начали охоту воры, которые надеются поживиться на росте палладиевых цен. Британская газета «Файненшиал таймс» сегодня сообщила, что в Лондоне за первые шесть месяцев года было украдено почти 2 900 каталитических нейтрализаторов, в то время как за весь прошлый год таких краж было 1 674.
«Норникель» поспешил воспользоваться ростом цен на палладий, произведя за первые шесть месяцев текущего года 1,49 миллиона унций этого металла. Это на 9,5% больше, чем за тот же период прошлого года.
Если в Норильске сохранят такие темпы производства, то за год компания выйдет на объем около трех миллионов унций. Это будет рекорд производства, и при нынешних ценах компания должна выручить за этот металл почти пять миллиардов долларов.
Но сохранится ли этот палладиевый бум? Это весьма сомнительно, ибо хотя палладий и является предпочтительным металлом в выхлопных системах обычных автомобилей, а платина — в дизельных, они взаимозаменяемы.
Для автомобилестроителей вопрос о том, использовать палладий или платину, связан с расчетом цен и стоимости изменений на производственной линии. Кроме того, они должны обеспечить надежные поставки металла.
Платине давно пора дорожать
В этом году, когда ценовая разница между палладием и платиной существенно увеличилась, казалось, что возвращение автомобилестроителей к платине не за горами.
Рост спроса на палладий для выхлопных систем гибридных автомобилей и огромный разрыв цен между платиной и палладием, который стал дороже ее в два раза, означает, что может начать действовать закон баланса.
Для инвесторов, проявляющих интерес к металлам, это может стать сигналом о том, что пора заняться платиной, хотя за последние несколько лет она вызывает наибольшее разочарование среди драгоценных металлов.