В Судане развернулось серьезное противостояние между Москвой и Парижем, которое мало волнует средства массовой информации. Они уделяют большое внимание отношениям между сторонами суданского конфликта с противоборствующими странами Персидского залива, но при этом игнорируют отношения конфликтующих сторон в Судане с мировыми центрами.
Спустя месяц после объявления о создании переходного правительства под руководством Абдаллы Хамдука, можно сказать, что Судан впервые стал ближе к Западу после падения режима Джафара Нимейри. Либерально настроенный Абдалла Хамдук был выдвинут коалицией «Силы за свободу и перемены» в качестве нового премьер-министра Судана. После своего назначения он совершил несколько визитов в ряд европейских столиц, проигнорировав при этом Пекин и Москву. Следует отметить, что европейские министры иностранных дел впервые встречаются с суданскими политиками за последние несколько десятилетий. Это говорит о том, что внешняя политика переходного режима по отношению к Западу кардинально отличается от внешней политики предыдущего режима, так как новые власти демонстрируют глубокое отвращение к сотрудничеству с друзьями аль-Башира — Россией, Китаем и Индией.
Итак, на первый взгляд картина выглядит следующим образом: Запад имеет на руках все карты, чем не перестает хвастаться. Пол Гобл, бывший специальный советник госсекретаря США Джеймса Бейкера, написал через неделю после свержения президента Судана Омара аль-Башира, что русские проиграли. Россия хотела построить в Африке собственную империю, но ее планы были разрушены из-за военного переворота против ее друга аль-Башира. Он высмеивает неспособность Путина и его небезызвестного помощника Евгения Пригожина защитить своего друга, который приезжал в Москву и просил защиты от американских заговоров.
Следует отметить, что из всех западных держав США наименее восторженно относятся к переменам, произошедшим в Судане. Они до сих пор не предприняли никаких действий в поддержку переходного правительства. Подобное промедление, возможно, связано с политикой администрации президента Дональда Трампа, которая стремится к сохранению устойчивости режимов, а не к проведению демократических реформ. Трамп опасается, что поддержка демократических сил в Судане может стать сигналом для народных движений, подрывающих безопасность американских друзей в регионе, особенно его «любимого диктатора» Абдель Фаттаха ас-Сиси.
Позиция европейцев немного отличается от позиции американцев: им были необходимы репрессивные меры аль-Башира для борьбы с нелегальной иммиграцией, пиратами и терроризмом. Хартум и Брюссель достигли полного взаимопонимания по вышеупомянутым проблемам. Европейский союз предоставил финансирование Силам быстрой поддержки, возглавляемые заместителем председателя Переходного военного совета Мухаммедом Хамданом «Хамидти» Дагало, для борьбы с нелегальной иммиграцией в соответствии с Хартумским соглашением. Следует напомнить, что в нем явно игнорируются права человека и проблема Дарфура, из-за которой европейцы проливают крокодиловы слезы.
Режим аль-Башира изменился, и это хорошая новость, так как новый режим помог занизить моральную планку в отношениях с Суданом, несмотря на сохранение Хартумского соглашения. Таким образом, Европа продолжает финансировать Силы быстрой поддержки для борьбы с нелегальной иммиграцией и блокирования дорог и портов, ведущих в Ливию, которые используются торговцами людьми для переправки живого груза через Средиземное море в Европу.
Что стоит за противостоянием между Россией и Францией?
Позицию Франции можно рассмотреть под другим углом, не связанным со всей остальной Европой, так как известие о падении режима аль-Башира в Париже было встречено спокойно. Проблемы французов немного отличаются от проблем остальных европейцев, так как аль-Башир был хитрым диктатором, который стремился подорвать влияние Франции в регионе к югу от Сахары. Аль-Башир поддерживал чадскую оппозицию против про-французского губернатора Нджамены Идрисса Деби, вмешивался в дела ЦАР и поддерживал растущее влияние Китая в нескольких африканских странах.
Последнее, что аль-Башир сделал перед падением своего режима, — сформировал альянс из 15 африканских стран для расширения сотрудничества с Россией. Подобный альянс представлял серьезную угрозу историческому влиянию Франции в Африке, поэтому министр обороны Франции Флоранс Парли обвинил Россию в дестабилизации ситуации. Он заявил, что Африка — для африканцев, и она принадлежит русским не больше, чем французам. На обвинения французского дипломата МИД России ответил, что высказывания Парли — высказывания того, кто завидует позитивной роли России в Африке.
Москва почувствовала неладное после военного переворота против аль-Башира. Она не ожидала, что переворот действительно произойдет, поэтому российское руководство советовало режиму аль-Башира подавлять протесты. Москва воспользовалась напряженными отношениями между Военным советом и Западом, чтобы не только сохранить сотрудничество с Хартумом на прежнем уровне, но и даже укрепить его.
Россия без колебаний встала на сторону Переходного военного совета и пригрозила использовать право вето. Российские действия были вознаграждены закупкой различного оружия для Сил быстрой поддержки, развитием военного сотрудничества между Суданом и Россией, сохранением российских инструкторов в суданской армии в дополнение к соглашению о военно-морском сотрудничестве, которое регулирует порядок захода военных кораблей в порты обеих стран.
Таким образом, похоже, что Россия не потерпела поражение в Судане и развивает свои отношения с новым режимом в Хартуме. Возможно, даже существует совместная координация между двумя странами по Ливии, так как Халиф Хафтар является общим другом суданских и российских военных.
Однако Франция не сидела сложа руки. Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан отправился в Хартум после формирования переходных структур, где он встретился с главой Суверенного совета Судана Абдель Фаттахом аль-Бурханом и премьер-министром Абдаллой Хамдуком. В ходе встречи Ле Дриан пригласил премьер-министра Судана посетить Париж, а также объявил о решении Франции выделить 60 миллионов евро в поддержку переходного правительства.
Французские козыри
В рукаве у Франции припрятано несколько козырей. Самый главный козырь — экономический. Ухудшение экономики Судана стало основной причиной социального взрыва против режима аль-Башира. Париж имеет все необходимое для оказания давления на Хартум: от влияния в международных финансовых институтах до огромных вложений в различные отрасли суданской экономики.
Второй козырь — безопасность. Париж по-прежнему сохраняет полный контроль над Абдель Вахидом Мухаммедом ан-Нуром, главой одной из крупнейших вооруженных группировок в Дарфуре. Проблема мира в Судане вызывает серьезную озабоченность у переходного правительства, а Париж через Абдель Вахида может воспрепятствовать мирному урегулированию, что уже происходило после заключения Абуджийского соглашения в 2006 году и Дохинского соглашения в 2011 году.
Третий козырь — политический. Он включает в себя реинтеграцию Хартума в международные структуры. Судан все еще остается в списке государств-спонсоров терроризма, что является реальным препятствием для возвращения страны на международную и региональную арены.
Президент Франции Эммануэль Макрон оказал теплый прием премьер-министру Судана Абдалле Хамдуку, а затем Министерство иностранных дел Франции организовало специальную личную встречу Хамдука с оппозиционером Абдель Вахидом Мухаммедом ан-Нуром во французском МИДе.
В свою очередь, Министерство иностранных дел России направило официальное приглашение главе Суверенного совета Судана генерал-лейтенанту Абдель Фаттаху аль-Бурхану посетить Москву.