В течение многих лет Россия отсутствовала на международной арене из-за хаоса 1990-х в результате распада Советского Союза. Однако неожиданно для всех вышла на передний план, когда ее армии удалось аннексировать украинский Крым в 2014 году. Несмотря на жесткое противодействие Запада и его экономические санкции, страна смогла преодолеть все препятствия.
Внезапно начавшаяся операция в Сирии продемонстрировала миру возросший потенциал российских военных. Стали очевидны планы Москвы вернуться в регион, который исторически находился в центре ее внимания. Ближний Восток является стратегически важным для России, и именно поэтому она выбрала его в качестве арены для демонстрации возросшей мощи российской армии. Это должно было вернуть ей статус «второго полюса», который она утратила с распадом Советского Союза, когда Соединенные Штаты установили монополию на ведение международных дел.
В сентябре 2015 года военная интервенция России в Сирию изменила региональный ландшафт, и спектр возможностей Москвы расширился благодаря военным базам в восточной части средиземноморского побережья. Тем временем Соединенные Штаты постепенно сокращали свою роль в регионе, что заставило Запад признать влияние другой силы на Ближнем Востоке.
Российская операция в Сирии имеет большое значение, поскольку является первой операцией Москвы за пределами стран бывшего Советского Союза после окончания «холодной войны». Хотя военная операция не была крупномасштабной, она отличалась высокой интенсивностью и амбициозностью, озадачив многих западных экспертов. Некоторые из них быстро сделали вывод, что Россия может потерпеть поражение в Сирии точно так же, как советская армия в Афганистане в 1980-х годах.
Ссылаясь на слова военного эксперта Роджера Макдермота, Вашингтонский институт ближневосточных исследований отметил, что сирийская операция может стать моделью для принятия будущих военных решений. Это означает, что она имела отклик за пределами самой России и указывает на ее грядущие планы.
Почему российская армия выбрала Ближний Восток, чтобы продемонстрировать свой потенциал?
Царская Россия имела долгосрочные интересы на Ближнем Востоке, а ее преемник — Советский Союз — с самого начала выступал в качестве активного регионального игрока и боролся с Соединенными Штатами. Один из первых кризисов «холодной войны» произошел в 1946 году, когда советский лидер Иосиф Сталин отказался вывести Красную армию из Ирана, что подчеркнуло значимость Ближнего Востока для амбиций Кремля.
Как отметил эксперт Джонатан Алфорд в начале 80-х гг. прошлого века, «регион Персидского залива является одним из звеньев, если не самым важным звеном в системе безопасности Советского Союза».
Для разработчиков оборонной стратегии царской России и Советского Союза также было важно защитить южный фланг Восточного Средиземноморья. В большей степени такую необходимость осознавало советское руководство, поскольку это была защита от НАТО. Кроме того, Советский Союз активно действовал на Ближнем Востоке, и размещение войск в регионе для поддержки всех союзников стало обычным делом.
Российская армия: структурные проблемы
90-е годы были сложным и уникальным периодом в российской истории со всех точек зрения: с распадом Советского Союза его преемница Российская Федерация ушла с международной арены и из региона Ближнего Востока. В последнее десятилетие 20 века и первые годы нового тысячелетия российские вооруженные силы столкнулись с серьезными вызовами. Возросший уровень коррупции, плохая подготовка, нехватка квалифицированных кадров и иногда низкие зарплаты негативно подействовали на боевой дух российских войск.
Сложная для российских солдат ситуация возникла в августе 2008 года, когда Москва вторглась в Грузию, и хотя в ходе пятидневных боевых действий соотношение сил было в пользу ее армии, возникло немало трудностей.
Согласно докладу Министерства обороны США, опубликованному в 2017 году, российские истребители и артиллерия не достигали своих целей, полевые командиры использовали мобильные телефоны для связи с командованием армии, а военно-воздушные силы потеряли несколько самолетов из-за ошибочных ударов российских оборонительных комплексов. При этом отмечается, что некоторые солдаты находились в состоянии опьянения.
2008 год проложил дорогу к реформам
Неудачи в грузинской войне побудили Россию начать широкие и долгосрочные структурные реформы своих вооруженных сил, которые местные СМИ назвали попыткой создать «новый облик» армии. На самом же деле они представляли собой нечто гораздо большее, чем «косметические» изменения.
«Масштабы перемен в армии имели беспрецедентный характер по сравнению с периодом окончания Второй мировой войны», — так прокомментировал реформы военный эксперт Роджер Макдермот. Действительно, эти реформы увеличили потенциал российских войск и уровень профессионализма военных командиров, которые стали способны проявлять гибкость и творческое мышление. Таким образом, российская армия сейчас намного сильнее, чем в 2008 году, благодаря амбициозному плану реформ.
Что касается вооружений, Россия активно разрабатывает сверхзвуковые ракеты и истребители, а также строит гигантские самолеты, способные увеличить скорость и дальность полёта запускаемых ракет. По словам эксперта Майкла Кофмана, россияне делают акцент на средства сдерживания большой дальности, которые дают им тактическое и стратегическое преимущество: ракеты класса «земля-воздух», противокорабельные и штурмовые ракеты.
Если брать во внимание военно-морской флот, то у Москвы нет промышленной базы для строительства больших кораблей, поэтому для реализации своих амбиционных планов в морских водах нужны годы. Тем не менее, недавно российский флот пополнился небольшими фрегатами и боевыми кораблями.
Российское руководство не ограничилось модернизацией вооружений и повышением эффективности военного командования. Сама российская армия также претерпела изменения после длительного и тщательного изучения опыта зарубежных вооруженных сил. Местные эксперты внимательно проанализировали прошлые западные военные операции: на Балканах и в Афганистане, а также на Ближнем Востоке — «Бурю в пустыне» и войну в Ираке.
В целом, с 2008 года российская армия прошла через ряд крупных реформ, которые способствовали явному улучшению ее работы, но без отказа от давней стратегии размещения наземных войск на поле боя. Примером тому являются военные действия России в Сирии, где она развертывает спецподразделения, прошедшие подготовку на высшем уровне. Она быстро адаптировалась к новой реальности, поскольку операции предполагали главным образом интенсивные, но ограниченные бомбардировки.
Как отметил президент американского исследовательского учреждения The Jamestown Foundation Глен Говард, Путин вернул Россию к идее ограниченной войны (в которой используется один из родов войск — военно-воздушные силы) для достижения целей, которые не предполагают всеобъемлющее поражение противника. По словам сотрудников Вашингтонского института ближневосточных исследований, этот подход широко применялся в царские времена и советскую эпоху.
Развитие российской военной отрасли нельзя отделить от событий во внешней и внутренней политики страны. Исторически Россия рассматривала военный потенциал как основной инструмент для ведения своей внешней и внутренней политики. По мнению военного эксперта Александра Гольца, с момента создания вооруженных сил 300 лет назад, российские лидеры рассматривали граждан как расходный материал для ведения военных действий.
«Идеология государственного управления в России строилась на идее государства как военного лагеря и осажденной крепости. При правлении Владимира Путина Россия все больше следует этой идеологии. Государство все больше вооружается, что способствует милитаризации российского общества», — считает Гольц.
Российская армия вернется из Сирии и прекратит гегемонию Америки
Решение Москвы вмешаться в военный конфликт в Сирии в 2015 году было принято с прицелом на будущее. Помимо стремления прочно закрепиться на Ближнем Востоке и на юге Восточного Средиземноморья, где находится один из важнейших опорных пунктов для защиты национальной безопасности, российское руководство хотело восстановить имидж России как сверхдержавы, а также ослабить позиции США на международной арене.
Россия использовала Сирию для сдерживания американского влияния в стратегически важном регионе Южного Средиземноморья, а также в качестве плацдарма для развития своей дальнейшей деятельности в этом регионе. В целом, Москва придерживалась разумной стратегии для достижения своих целей в Сирии, опираясь главным образом на нанесение интенсивных ударов с воздуха и ракетные обстрелы с военных кораблей. Кроме того, российские силы в Сирии состоят в основном из высококвалифицированных специалистов спецназа, основная задача которых состоит в том, чтобы обучать союзные силы на местах, предоставлять консультации и помощь, выполнять специальные разведывательные операции.
Москва разработала свою стратегию, опираясь на готовность Тегерана и его союзников проводить наземные операции, чтобы российские войска не понесли значительных материальных или человеческих потерь. России уже удалось сохранить режим Башара Асада, взять под контроль большую часть сирийской территории и превратить военные действия в Сирии в выбор между ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) и Асадом.
Помимо оказания поддержки сирийскому режиму, Россия доставила в Сирию оружие и оборудование, включая зенитно-ракетную систему С-400, крылатые и баллистические ракеты. Действия российского руководства отражают стремление Москвы остаться в Сирии как можно дольше. В августе Сирийская сеть по правам человека сообщила, что Москва использовала Сирию как полигон для испытания своего нового оружия, а в марте 2018 года министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что российские военнослужащие опробовали в Сирии 210 образцов оружия. Об этом сообщило российское информационное агентство ТАСС.
Русские не только укрепили свои позиции на Ближнем Востоке, который долгие годы находился под безраздельным господством США, но и проверили свою новую военную доктрину. Теперь можно с уверенностью сказать, что новая российская военная доктрина опирается на нанесение воздушных ударов высокоточными боеприпасами по военным объектам без использования сухопутных войск. Таким образом, российские военные сосредоточились в основном на воздушных операциях, сложных средствах противовоздушной обороны и высокоточных боеприпасах.
С помощью новой амбициозной стратегии России удалось добиться краткосрочных целей по сохранению режима Башара Асада, а также долгосрочных целей по сдерживанию Запада в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке. В целом, военная операция в Сирии показала уровень развития российской армии в условиях ограниченных экономических ресурсов, по сравнению с США и Китаем, и западных экономических санкций, наложенных на Москву после аннексии Крыма.
И хотя США и их союзники сохраняют свое влияние на Ближнем Востоке, ближневосточный регион вновь обрел важное стратегическое значение для русских, а военное присутствие России стало свершившимся фактом. В целом, нынешняя политика Москвы на Ближнем Востоке рассчитана на долгосрочные перспективы. Кремль воспользовался возможностью утереть нос Западу, но его дальнейшая стратегия нацелена на сдерживание Запада и НАТО посредством военного присутствия на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Нельзя игнорировать тот факт, что в ближайшие годы новая концепция внутренней и внешней политики России будет направлена на оказание значительного давления на Запад.