Через несколько часов после того, как президент США Трамп принял внезапное решение и дал Турции карт-бланш на проведение операции на северо-востоке Сирии, он сделал еще одно неожиданное заявление, пригрозив уничтожить турецкую экономику. Трудно понять логику мышления американского президента.
Является ли этот неожиданный маневр спланированным, и что стоит за кулисами театрального представления, которое разворачивается перед зрительным залом?
А, возможно, какая-нибудь мелкая деталь, на которой почти не остановились информационные источники, может пролить свет на ситуацию?
Предоставив Турции свободу действий, Трамп действительно предает курдов или же толкает Турцию в западню?
На этом список вопросов не заканчивается.
Но, прежде всего, нужно сказать: тезис о том, что Трамп принял это решение из внутриполитических соображений, как утверждают разные источники в турецких СМИ, неуместен.
Когда Трамп впервые объявил о решении вывести американские войска из Сирии, прежний министр обороны Джеймс Мэттис (James Mattis) расценил это решение как абсолютно неприемлемое, и в знак протеста подал в отставку. В дальнейшем после бурной реакции президент США отказался от этого шага, на алтарь которого он положил очень важного министра. Насколько рационально принимать такое же решение, чтобы заработать очки во внутренней политике, зная, что оно повлечет за собой аналогичную реакцию?
Неужели Трамп, в отношении которого Палата представителей начала расследование по импичменту, полагает, что заработает очки во внутренней политике, настроив против себя Сенат, где большинство составляют его сторонники? Трудно представить, что такой хитрый бизнесмен, как Трамп, будет действовать настолько опрометчиво.
Примерно в то же время, когда Трамп пригрозил разрушить турецкую экономику, на заднем плане состоялась интересная телефонная беседа: министры обороны США и России поговорили впервые за многие месяцы, причем позвонила не Москва, а Вашингтон.
В этой связи возникают два предположения: министр обороны США Марк Эспер (Mark Esper) или предупредил своего российского коллегу о том, что после решения Трампа Россия не сможет иметь полную свободу действий в Сирии, или информировал о границах разрешения, которое Трамп дал Турции.
В любом случае, очевидно, два крупных игрока в Сирии нашли возможность разъяснить друг другу свои позиции относительно операции, на проведении которой настаивает Турция.
Нужно присмотреться к тому, чего добился Трамп, когда дал зеленый свет вхождению Турции в Сирию.
1) Перспектива сойтись с администрацией Асада на почве мирного соглашения, на чем настаивает оппозиция в Турции, — теперь утопия. То есть Трамп, давая Турции разрешение на операцию в Сирии, которая нарушает территориальную целостность этой страны, на самом деле прочно закрепляет турецко-сирийскую враждебность.
2) Россия с самого начала говорит о том, что достижение мира в Сирии возможно только в случае вывода всех иностранных сил из страны. Турция, зайдя на территорию Сирии, не только отречется от этого тезиса России, но и будет выглядеть стороной, которая срывает усилия трио Турция — Россия — Иран по мирному урегулированию.
3) Кроме того, Трамп этим шагом также сеет семя, способное отравить отношения между Турцией и Россией. Никому не покажется странной ситуация, при которой Отряды народной самообороны (YPG) / Партия «Демократический союз» (PYD), лишившись поддержки США, вступят в контакт с Россией. И после операции Турции нет никаких гарантий того, что Россия не пожелает извлечь выгоду из такого взаимодействия.
4) Хотя это кажется неважным, ответственность за контроль над боевиками «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация — прим. ред.), которые находятся в тюрьмах или бегах, будет лежать на Турции. И эти боевики, которых европейские страны и США отказываются пропускать через свои границы, доставят много хлопот Турции.
Но есть еще одна проблема, о которой многие патриоты, любящие свою страну, не хотят даже подумать, но которая выступает перед нами как реалистичная вероятность. Хотя США театрально якобы бросили курдов, а курды в своих театральных заявлениях обращаются к риторике «США ударили нас в спину», мы точно не знаем, насколько современными вооружениями США оснастили курдов…