Российское правительство установило квоту на трудоустройство мигрантов в различных отраслях российской экономики, чтобы регулировать ситуацию на рынке труда и обеспечить рабочими местами местное население. Тем временем наиболее важной задачей для властей остается компенсация нехватки рабочей силы среди граждан страны, которая стала результатом продолжающегося сокращения численности населения России. По мнению министерства экономического развития, этот процесс может продолжиться до 2023 года, поскольку в 2024 году власти надеются перейти к этапу прироста населения, в том числе благодаря миграции в Россию.
Несмотря на различные льготы, введённые российскими властями для привлечения рабочей силы и опытных специалистов, российский рынок труда остается уязвимым из-за нехватки рабочей силы. Это связано с сокращением потока трудовых мигрантов из соседних стран и одновременно с сокращением числа российских граждан трудоспособного возраста.
В начале недели на официальном сайте Правительства РФ был обнародован документ, в котором указаны квоты на трудоустройство мигрантов в различных сферах услуг и производства на российском рынке на 2020 год. Допустимая доля иностранных граждан не превышает 26% от общего числа работников в сфере автомобильного транспорта, пассажирских и грузовых перевозок. В области спорта — это 25%, а в овощеводстве — 50%.
Третий год подряд доля иностранных работников, допущенная к трудоустройству в сфере строительства остается самой высокой (80%) в большинстве регионов России, за исключением Дагестана, где разрешенный показатель составляет менее 50%. В то же время квота иностранных граждан может превышать 80% в других областях, которые правительство освободило от каких-либо обязательств в отношении квот. Это касается Республики Бурятия, Амурской области и Москвы. Первые два субъекта нуждаются в привлечении рабочей силы из-за низкой численности населения, дефицита рабочей силы, а Москве необходимы работники в связи с большим количеством строительных проектов.
Согласно отчетам Росстата, число родившихся в России в 2017 году сократилось на 10,7%, или до 11,5 новорожденных на тысячу граждан, что является самым низким показателем за последнее десятилетие. Он продолжал снижаться в 2018 году, упав до 10,9 новорожденных на тысячу граждан. Ситуация оставалось неблагоприятной в течение первой половины 2019 года. По данным ведомства, уровень рождаемости снизился на 8,14% по сравнению с первой половиной прошлого года. В своем текущем прогнозе, прилагаемом к проекту бюджета на период 2020-2022 гг., министерство экономического развития ожидает, что естественная убыль населения будет продолжаться до 2023 года. В 2024 году, напротив, будет наблюдаться естественный прирост населения. Что касается общего числа населения, то в период 2020-2023 годов он будет увеличиваться в основном за счет притока мигрантов в Россию, так что к 2024 году будет наблюдаться рост населения, благодаря притоку мигрантов и естественному приросту, то есть увеличению рождаемости.
По прогнозам министерства, в 2020 году численность населения России достигнет 147,7 миллиона человек, из которых 82,5 миллиона — это люди трудоспособного возраста. Численность мигрантов увеличится до 440,7 тысячи человек. Ожидается, что в 2024 году население России увеличится до 148,7 миллиона человек. Это 85,3 миллиона человек трудоспособного возраста и 500,4 тысячи мигрантов. Эксперты предостерегают относительно зависимости российского правительства от миграционного притока, указывая на изменения в этой области за последние годы. В опубликованном ранее в этом году отчете под названием «Критерии интеграции» Евразийский банк развития выявил снижение интереса работников в соседних странах к российскому рынку. Например, доля граждан Таджикистана, рассматривающих возможности трудоустройства в России, упала с 53% в 2015 году до 37%. В 2017 году доля молдаван упала с 27% до 17%, а киргизов — с 38% до 30%.
По данным Российской академии народного хозяйства, число приезжающих в Россию трудовых мигрантов не превышало 124,9 тысячи человек в 2018 году. Это самый низкий уровень с 2005 года, который оказался недостаточным для компенсации естественной убыли населения России.