Не прошло и нескольких часов после начала операции «Источник мира» на северо-востоке Сирии, как последовал огромный поток заявлений в адрес Турции по поводу боевых действий, призванных «вернуть беженцев в свои дома и обеспечить мир и безопасность в регионе». Именно так охарактеризовало операцию турецкое правительство, планирующее устранить угрозу со стороны курдских формирований у своих границ.
Турецкая армия вместе с сирийскими вооруженными силами начала военную операцию в районе на восточном берегу реки Евфрат в северной части Сирии, чтобы установить контроль над районами курдских вооруженных группировок. В четверг вечером турецкая армия объявило о начале наземной фазы операции, которой предшествовали артиллерийские обстрелы городов Рас аль-Айн и Тель Абьяд.
Армии смогли установить контроль над несколькими деревнями и военными пунктами и одновременно освободить Табатин и аль-Машрафа и другие деревни к востоку от города Тель Абьяд. Также, открыв стрельбу, они перерезали путь, связывающий Тель Абьяд и Рас аль Айн, — одну из важнейших линий снабжения курдских ополченцев.
Многие страны выступили против турецкой военной операции, а некоторые сочли вмешательство Анкары в северную Сирию «вторжением». Были и те, кто назвал события «турецкой агрессией». Некоторые СМИ высмеяли действия Турции.
Вчера президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с речью, в которой жестко ответил на критику операции «Источник мира», звучащую в тот момент, когда в Сирии «свободно действуют более десяти иностранных игроков».
Возражения и ответы
Очевидны расхождения в заявлениях Соединенных Штатов. Со стороны президента Дональда Трампа не было резких высказываний по поводу операции против его курдских союзников. Тем не менее, он подчеркнул, что Турция не должна «переходить границы» и Вашингтон не поддерживает эту операцию, упомянув обязательство Турции защищать гражданское население и религиозные меньшинства, в том числе христиан, и предотвратить начало гуманитарного кризиса. По словам Трампа, Соединенные Штаты ожидают выполнения своих обязательств со стороны Анкары и продолжат внимательно следить за ситуацией.
Критика Конгресса США в адрес турецкой военной операции звучит на фоне абсолютной поддержки курдов как ближайших американских союзников в Сирии, ведь Вашингтон полагался на курдских бойцов в войне против «Исламского государства» (ИГИЛ — организация запрещена в РФ — прим. ред.). Кроме того, курды занимают важный, богатый нефтью регион Сирии, их ничто не защищало так, как американское присутствие в этом регионе, и они не находили такой военно-политической и материально-технической поддержки, которую получили от Вашингтона.
Как обычно, заявления ООН относительно сирийских событий ограничиваются призывом к выполнению резолюций Совета Безопасности. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш так прокомментировал операцию: «У конфликта в Сирии нет военного решения, лишь инклюзивный и заслуживающий доверия политический процесс, согласно резолюции Совета Безопасности ООН 2254, позволит обеспечить урегулирование на долгосрочной основе».
С российской стороны выступил Владимир Шаманов, председатель комитета по обороне в Государственной Думе: «Ведущие мировые державы должны садиться за стол переговоров для обсуждения ситуации с курдами на севере Сирии. Я, допустим, как военный человек, понимаю, чего добиваются турки: безопасности со стороны границы с Сирией и Ираком с целью того, чтобы предотвратить возможные террористические и другие акты». С другой стороны, «конечно, нельзя не учитывать интересы курдского населения».
Как сообщило иранское телевидение, спикер Исламского консультативного совета Али Лариджани отменил запланированный визит в Турцию после начала ее операции в северо-восточной Сирии. Тегеран выразил своё понимание опасений Турции, но подчеркнул необходимость координации действий с режимом в Дамаске.
По просьбе Великобритании, Франции, Германии, Бельгии и Польши Совет Безопасности ООН провел закрытое заседание по Сирии и продолжающейся турецкой операции на востоке от реки Евфрат.
Встревоженная Европа
В своём заявлении Европейский союз выражает обеспокоенность и осуждение военной операции: «Устойчивое решение сирийского конфликта не может быть достигнуто военным путем. ЕС призывает Турцию прекратить одностороннюю военную акцию». Как следует из заявления, она подрывает стабильность в регионе и перспективы политического диалога, усугубит страдания гражданского населения, вызовет новые волны беженцев и «усложнит перспективы политического процесса под руководством ООН для достижения мира в Сирии».
Министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан осудил нападение турецких сил и их союзников на сирийскую оппозицию на северо-востоке Сирии. По его словам, операция угрожает безопасности и гуманитарным усилиям коалиции в борьбе с терроризмом, а также безопасности европейцев, а потому должна быть остановлена.
Со своей стороны, министр иностранных дел Германии Хайко Маас уверен, что турецкая операция усугубит ситуацию в регионе и укрепит «Исламское государство». Премьер-министр Италии Джузеппе Конте занял аналогичную позицию.
По просьбе Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Польши в четверг Совет Безопасности ООН провело закрытое заседание, где обсудил военную операцию Турции в Сирии.
В ответ на европейские заявления Эрдоган пригрозил, что может открыть двери в Европу для миллионов беженцев. «Я повторяю: если вы вздумаете преподносить нашу операцию как вторжение, мы поступим просто: откроем двери, и 3,6 миллионов людей придут к вам», — высказался турецкий лидер.
Европейские страны годами поддерживали курдские формирования. К примеру, французские спецназовцы сражались на их стороне, оказывали им материально-техническую и политическую поддержку. К тому же, французские силы участвовали в сражениях против «Исламского государства» в этом регионе, и Париж хочет построить базу, чтобы остаться на данной территории.
Арабская мобилизация!
Позиция Эр-Рияда вызывает удивление. Он осудил «турецкую агрессию на сирийской территории». В заявлении саудовского МИДа выражена обеспокоенность королевства по поводу военной операции, которая, по его мнению, представляет угрозу для регионального мира и безопасности. Стоит отметить, что с тех пор, как турецко-саудовские отношения начали ухудшаться, Эр-Рияд стал все больше поддерживать курдских ополченцев и использовать это в качестве политического инструмента. Ярким тому примером является визит государственного министра Саудовской Аравии по делам Персидского залива Тамера ас-Сабхана в июне прошлого года и его встреча с ополченцами в Дейр эз-Зоре. В ходе встречи стороны обсудили механизм борьбы с организацией «Исламское государство» и обеспечение его окончательной ликвидации наряду с поддержкой гражданского совета провинции и оказания услуг на восточном берегу Евфрата.
В конце прошлого года Саудовская Аравия обещала предоставить регионам 100 миллионов долларов, намекая на территории, контролируемые курдскими формированиями. По ее словам, этот грант спасет жизни, поможет облегчить возвращение сирийских беженцев, предотвратит возвращение ИГИЛ, которое больше не будет угрожать Сирии, ее соседям и всему международному сообществу.
Как в случае с любым другим заявлением такие страны, как Бахрейн и ОАЭ, последовали саудовскому примеру и также раскритиковали Турцию. Абу-Даби осудил «самым решительным образом военную агрессию Турции против Сирии». В заявлении МИД ОАЭ говорится: «Эта агрессия представляет собой опасное развитие событий, явным и недопустимым нарушением суверенитета братского арабского государства и норм международного права».
Как сообщили газеты в конце 2018 года, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты направляют военные силы в районы курдских формирований при поддержке со стороны американских военнослужащих.
Министерство иностранных дел Бахрейна осудило операцию, призвав Совет Безопасности «ускорить выполнение своих обязательств по противодействию этой агрессии».
Египет также выступил против, назвав операцию «вопиющим и недопустимым актом, нарушающим суверенитет братского арабского государства». Схожую позицию заняли Иордания, Кувейт, Алжир, Ливан и Ирак.
В ответ на риторику Египта Эрдоган заметил, что египетское правительство не может говорить о демократии, поскольку убивает ее в собственной стране.
Атака посредством СМИ
Некоторые страны использовали свои средства массовой информации для нападок на Турцию и ее военную операцию. Каналы, такие как Sky News и Al Arabiya, стали публиковать сообщения с самого начала операции. Например, сводки Sky News вызвали возмущение самих сирийцев из-за фальсификации фактов. Якобы Свободная сирийская армия призывает своих бойцов использовать максимально возможное насилие против курдов.
Платформа Taakud опровергла эти призывы со стороны оппозиционных сил, заявив: «Подобных призывов со стороны оппозиционных группировок, которые участвуют в военной операции турецкой армии в районах СДС в Ракке и Эль-Хасаке, не было».
Противоречивая реакция сирийцев
Прежде чем осудить или поддержать турецкую военную операцию, многие сирийцы в социальных сетях адресовали свои сообщения странам, выступающим против нападения на курдские формирования. Сирийский активист Ваэль Абдель Азиз написал в Твиттере: «Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет и Бахрейн осуждают "Источник мира", хотя поддерживают российскую оккупацию и режим Асада и их массовое уничтожение сирийцев».
Высказался также писатель и исследователь Фирас Абу Хиляль: «За осуждением и поддержкой турецкой операции в Сирии скрывается политический обман, отсутствие критического мышления и рационального анализа. Мы не замечаем, что все происходящее в Сирии, — результат действий кровавого режима в отношении революции и краха арабской системы».
По мнению историка Башира Нафи, конфликт ключевых западных держав с Турцией не связан ни с сочувствием к курдам и победой курдских ополченцев, ни с усталостью от Эрдогана. Проблема связана с подъемом Турции и страхом, что некоторые страны региона превысят допустимый для них предел власти.
Полные опасений относительно продолжающейся военной операции, сирийцы задают вопрос: «Почему никто так рьяно не осуждал все российские и иранские военные операции, в результате которых погибли тысячи человек, ещё тысячи получили ранения, были разрушены целые города? И почему арабские страны не пришли в Сирию, чтобы защитить свои арабские идеалы и «братское государство»? Именно их нежелание это сделать открыло двери другим странам.