Нашлись две правнучки русских военнопленных офицеров, которые находились под стражей в Канадзаве во время Русско-японской войны (1904 — 1905). По приглашению местных жителей они посетили этот город с 3 по 5 октября. Россиянки посетили храм Когандзи, где содержали их прадедов, приняли участие в симпозиуме, а также пообщались с жителями Канадзавы. Общение на уровне простых людей стало возможным благодаря фотографии, снятой 114 лет назад.
В Японию приехали Анна Барминцева (50 лет) из Москвы и Елена Полянская (62 года) из Санкт-Петербурга. Их прадеды служили офицерами Балтийского флота Российской империи. Во время сражения в Японском море они потерпели поражение, и их отправили в Канадзаву.
По словам профессора Университета Канадзава Сэйрё Хироси Мотоясу, в то время в городе находились под стражей примерно 6300 военнопленных, большую часть из которых составляли русские.
При этом отношение к ним было теплым: для них готовили европейскую еду, разрешали свободно гулять и так далее. По всей видимости, правительство Японии вело себя так, поскольку считало, что западные державы не признают Японию в качестве страны первого эшелона.
Акира Кадзи, основавший Канадзавскую фотостудию, сделал в Когандзи групповой снимок военнослужащих. Представитель владельца фотостудии в четвертом поколении Тэрухиса Кусано, исследовавший историю этой фотографии, из газет тех лет и других материалов выяснил имена офицеров. Он обратился за помощью в генеральное консульство России в Ниигата, в результате чего удалось разыскать родственниц.
4 октября россиянки приняли участие в симпозиуме, организованном «Обществом углубления доброжелательности, дружбы и связей между Японией и Россией», которое основали Кусано и его коллеги. Барминцева, рассказавшая о мыслях о прадеде и дальнейшей судьбе семьи, выразила благодарность: «Я очень рада, что приехала в Канадзаву».
5 октября россиянки посетили Когандзи, где осмотрели комнату, в которой жили русские военнопленные. Эта комната, откуда видна река Сайгава и постройки Канадзавы, содержится в том же виде, в котором она была во время Русско-японской войны. «Мой дед сидел здесь и любовался тем же пейзажем, что и я», — сказала Полянская. В свою очередь, Барминцева отметила: «Прадед и другие военнопленные любовались красивым пейзажем, но скорее всего они были поглощены мыслями о возвращении домой и возможности жить своей жизнью».
В будущем году Кусано планирует посетить Россию, чтобы встретиться с родственниками участников сражений в Японском море. «Такие встречи стали возможны именно благодаря сохранившейся фотографии. Я хочу собрать воедино японские и российские фотографии тех лет», — говорит он.