Если вы смогли вскрыть код получения прибыли, занимаясь доставкой пиццы в Арктике, куда партии сыра доставляются на атомных ледоколах, то экспансия в страны с более благоприятным климатом, в том числе в Британию и Нигерию, кажется довольно простой задачей.
По крайней мере — если верить Федору Овчинникову, недавно коронованному королю франшизы в России, а скоро, если поверить ему на слово, то и за ее пределами. Этот уроженец расположенного на крайнем севере города Сыктывкара, а также неудавшийся торговец книгами и активный блогер, начал свое дело в подвале в родном городе. Затем он превратил компанию «Додо Пицца» в одну из самых быстро растущих в Европе ресторанных сетей, оставив позади на своем внутреннем рынке таких конкурентов как Papa John's, Domino's и Pizza Hut всего за восемь лет.
38-летний Овчинников, археолог по образованию, и держатели его франшизы (франчайзи) открыли 457 пиццерий в России, а также еще 69 пиццерий в 11 других странах. Компании «Додо» принадлежит 23 из них, в том числе флагманский ресторан в Китае. В течение ближайших пяти лет Овчинников планирует открыть еще тысячу пиццерий в Европе, Азии и Африке, и мало кто в отрасли сомневается в том, что он сможет реализовать свои планы.
Причина успеха кроется в секретном соусе, который является не съедобным, а бесплотным — речь идет о продукте под названием «Додо ИС», который представляет собой сочетание программных средств и аналитических мощностей, хранящихся в облаке. Работой этого комплекса руководит «главный проворный сотрудник», а обслуживают его 120 технических специалистов. Система «Додо ИС», помимо прочего, обеспечивает мгновенный мониторинг движения наличных средств, учет товаров и сроки технического обслуживания на каждом участке цепи, и все эти данные можно получить одним нажатием пары клавиш на клавиатуре. Кроме того, в обязательном порядке на кухнях размещаются работающие в режиме реального времени камеры видеонаблюдения, что позволяет любому пользователю интернета наблюдать за приготовлением пиццы Додо.
«Наша компания — это киборг, — сказал Овчинников в интервью, которое проходило в штаб-квартире компании „Додо" в Москве. — Наполовину мы продукты питания, наполовину высокие технологии. В этом наше преимущество. Мы невероятно эффективны».
В настоящее время программисты Овчинникова работают над решением еще одной задачи в области продаж. Речь идет о способности создавать планы проведения маркетинговых кампаний для отдельных локаций в тот момент, когда продажи опускаются ниже определенного уровня. Сам Овчинников любит говорить так: «Когда падает производительность труда».
Подобная простота, а еще то, что компания «Додо» в своем манифесте называет «принципом радикальной транспарентности», способствует появлению сторонников и почитателей во всем мире.
Недавно Овчинников продал права франшизы нигерийскому холдингу «Кволити фудс Африка» (Quality Foods Africa), той же самой группе компаний, которая привезла в прошлом году в эту самую большую по численности населения страну африканского континента фирму (по производству пончиков) «Криспи крим» (Krispy Kreme). Алекс Троттер (Alex Trotter), директор компании «Кволити фудс Африка», сообщил о том, что первые из 20 запланированных пиццерий «Додо» будут открыты уже в этом месяце в Лагосе.
«Этот вид бизнеса становится технологическим, а „Додо" находится на вершине этого класса, — сказал Троттер по телефону из своего офиса в Лондоне. — Это лучшая платформа в области быстрого питания из всего того, что мы видели».
По словам Овчинникова, сделка с «Кволити фудс Африка», а также продолжающийся рост в России, Европе и в Азии поможет ему достичь поставленной цели и получить 500 миллионов долларов выручки за счет своей сети в 2021 году и 1 миллиард долларов к 2024 году. Частично он рассчитывает это сделать за счет изменения господствующих тенденций в отрасли, в которой сегодня происходят значительные технологические сдвиги.
В то время как гиганты в области быстрого питания во главе с компанией «Макдональдс» (McDonald's Corp.) тратят миллиарды долларов на развитие услуг по доставке, фирма «Додо» изменяет концепцию своих ресторанов для привлечения большего количества клиентов, а также для реализации того, что Овчинников называет идеальным «балансом бренда», то есть паритетом по продажам между обслуживанием клиентов в ресторанах и доставкой.
Овчинников выступал на одной конференции по высоким технологиям и получил высокую оценку от представителей компании «Майкрософт» (Microsoft Corp.) за свое революционное использование облачных платформ. Он отказывается использовать в России такие приложения как «Яндекс. Итс» (Yandex.Eats) и «Деливери клаб» (Delivery Club). По его словам, они разрывают конечное звено связи с потребителями, которое восполняют его хорошо обученные водители.
Овчинников назвал свою компанию «Додо» и сделал талисманом эту нелетающую и вымирающую птицу, которая упоминается также в его любимой книге «Алиса в стране чудес». Этот бренд постепенно становится в России — и все больше за ее пределами — символом не только самого прогрессивного управления в области ресторанного бизнеса и доставки, но и в сфере партизанского или нетрадиционного маркетинга (guerrilla marketing).
Компания «Додо» попала в заголовки всех стран, от Вашингтона до Токио, когда организовала в 2014 году первую коммерческую доставку пиццы с помощью дрона своим клиентам, находившимся на центральной площади Сыктывкара. Видеозапись этого события Овчинников разместил в интернете, и это сделало из него своего рода культовую фигуру среди представителей нового поколения россиян, обладающих склонностью к предпринимательской деятельности.
Известный журналист Максим Котин написал книгу об Овчинникове, которая была опубликована под названием «И ботаники занимаются бизнесом». В ней рассказывается о том, как Овчинников воссоздал себя после произошедшего десять лет назад провала в области торговли книгами, причиной которого послужил финансовый кризис. Овчинников, которому в тот момент было примерно 20 лет, преодолел расстояние в 1100 километров и оказался в Санкт-Петербурге. Там он какое-то время изучал организацию быстрого питания, выполняя самую простую работу в ресторанах «Макдональдса», «Сбарро» (Sbarro) и в сети ресторанов по продаже блинов «Теремок», а затем устроился на работу в фирму «Папа Джонс» (Papa John's)./p>
Он использовал работу в компаниях своих будущих конкурентов в качестве курса «помоги себе сам»: тайком осваивал все виды оборудования, оценивал каждый ингредиент и внимательно изучал каждую страницу в книге рецептов фирмы «Папа Джонс», подчеркивает Котин в своей книге. Вместо того, чтобы оспорить собранную Котиным информацию, Овчинников назначил его «главным рассказчиком» компании «Додо».
Книга «И ботаники делают бизнес», тираж которой составил 44 тысячи экземпляров, трюк с дроном, а также онлайновая откровенность помогли превратить Овчинникова в одну из наиболее популярных фигур российского бизнеса. У него и у его фирмы «Додо» более 2 миллионов подписчиков в социальных сетях.
В прошлом году вниманию его читателей был представлен редкий спектакль, в ходе которого успешный российский предприниматель честно рассказал о допросе в полиции по поводу мнимой наркотической цепочки, руководство которой якобы осуществлялось из одного из его ресторанов в Москве. Он называет это дело — в конечном итоге оно было прекращено — «провокацией», в которую он не хотел бы быть вовлеченным.
А этим летом Овчинников в своем блоге сообщил о досадных ошибках — сейчас они уже исправлены — при открытии первого ресторана «Додо» в Китае, на его «основном рынке в будущем» вместе с Британией. Этот ресторан, расположенный в центре электронной коммерции города Ханчжоу, работает без наличных расчетов, без системы доставки, все операции там выполняются с помощью сенсорных экранов, а уникальное меню составлено с учетом местных вкусов.
Технологические возможности Овчинникова включают в себя также онлайновую услугу под названием «коммерческий брак». В рамках этой услуги он через веб-портал находит бизнесменов, которые могут себе позволить вложить средства в «Додо», и сводит их с теми людьми, которые «страстно» хотят управлять одним из таких ресторанов. В результате возникли сотни партнерских отношений, однако настоящее участие в проекте начинается только после обучения претендентов на организованных Овчинниковым курсах в Сыктывкаре, которые, в том числе, включают в себя уроки, как правильно чистить туалет.
Пока этот импресарио в области пиццы не добился лишь одного результата — огромного богатства. Овчинников потратил слишком много денег на информационную инфраструктуру, а также на открытие своих собственных ресторанов, которые только сейчас начинают делать прибыльной материнскую компанию «Додо». В последние 12 месяцев она принесла прибыль в размере 25 миллионов долларов, и прибыль можно разделить на примерно равные части между доходами ресторанов и отчислениями в размере 5% от продаж, которые платит каждый держатель франшизы.
Не все оказались в выигрышном положении в результате этой договоренности. Александр Сидоров, бывший держатель франшизы в Челябинске, открыл первый ресторан «Додо» в 2012 году, а затем увеличил их количество до пяти. Однако в июне нынешнего года он был вынужден продать их, потому что, по его словам, слишком незначительной оказалась та маржа, которую ему было разрешено получать.
«Рестораны „Додо" очень открыты по отношению к внешнему миру, однако внутри самой системы франшизы не имеют никакого влияния, — сказал Сидоров. — Хотя эта компания хорошо управляется и продажи всегда большие, ее финансовая модель ограничивает тот доход, который может получить владелец ресторана».
Тем не менее фирма «Додо» имеет сотни инвесторов, еще тысячи их приходятся на долю держателей франшизы в результате работы по системе краудфандинга. Овчинников сохраняет в своих руках более 50% процентов активов. Акционером «Додо» является один из самых известных бизнесменов в области пиццы — Стив Грин (Steve Green), бывший держатель франшизы «Домино» (Domino) в Соединенных Штатах, который в настоящее время руководит работой консалтинговой компанией PMQ, являющейся владельцем ведущего отраслевого издания.
Овчинников передал Грину 25 акций после того, как этот американец совершил в 2014 году, по его словам, открывшую ему глаза поездку в Сыктывкар для изучения опыта работы компании «Додо». Каждая из акций имеет номинал 25 долларов, однако, как говорит Грин, он не собирается продавать их в ближайшее время, потому что в последний раз он был в подобном восторге относительно перспектив компании тогда, когда компания «Домино» начала открывать филиалы в Соединенных Штатах 40 лет назад.
Компания «Домино», расположенная в городе Анн-Арбор, штат Мичиган, в 2004 году установила цену на одну свою акцию в размере 14 долларов. Сегодня одна акция стоит на фондовой бирже 250 долларов, и такой же доход получит, по словам Грина, «его друг Федор», как только «Додо» станет публичной компанией — а Овчинников планирует сделать это в ближайшие несколько лет.
«Федор — это Стив Джобс в области пиццы», — сказал Грин.