Прошедшие выходные должны были стать для Великобритании историческими. Чтобы с четвертой попытки утвердить соглашение о выходе из Евросоюза, британский парламент был готов собраться в субботу. По традиции заседания в этот день проводят только в исключительных обстоятельствах — например, из-за вторжения Аргентины на Фолклендские острова в 1982 году или нападения Германии на Польшу в 1939-м.
Однако даже назначения заседания на субботу оказалось недостаточно для того, чтобы завершить эпопею с Брекситом. Несмотря на то что премьер Борис Джонсон сумел убедить ЕС убрать из соглашения механизм backstop для Северной Ирландии, депутаты все равно отказались утверждать сделку. Причина в том, что многие из них опасаются, что правительство не успеет принять весь пакет сопровождающих законов до 31 октября (нынешняя дата Брексита). Это создает риск того, что Британия может вылететь из ЕС без сделки, поэтому депутаты потребовали, чтобы Джонсон попросил у Брюсселя еще одну отсрочку.
Джонсон, наоборот, ничего откладывать не желает, поэтому хоть и отправил соответствующую просьбу в Брюссель, но отказался ее подписывать и приложил к ней дополнительное обращение, где подчеркнул, что не согласен с переносом даты выхода. В Евросоюзе пока не спешат с ответом на это противоречивое послание, но, по всей видимости, уже готовы пойти навстречу самым жестким британским евроскептикам — лишь бы закрыть наконец этот вопрос.
Ирландские отличия
В любом случае у британского парламента не получится бесконечно уходить от окончательного вердикта по Брекситу. Голосование по новой сделке состоится если не в ближайшие дни, то, почти наверняка, в ближайшие недели.
Шансы Джонсона утвердить свою сделку действительно неплохие. По подсчетам The Financial Times, план британского премьера собираются поддержать 320 депутатов. Это почти на 40 голосов больше, чем набрала его предшественница Тереза Мэй во время своей самой удачной попытки. Главное, 320 голосов достаточно для победы в 650-местной палате общин, потому не голосуют спикер и три его заместителя, а также четыре депутата, подсчитывающие голоса, и семь депутатов из североирландской «Шинн Фейн».
Новая сделка Джонсона отличается от старой сделки Мэй двумя важными моментами. Во-первых, оттуда убрали механизм backstop — гарантию прозрачности границы между Северной Ирландией (часть Соединенного Королевства) и Республикой Ирландия (член ЕС).
Механизм предполагал, что Северная Ирландия продолжит исполнять часть регламентов ЕС, а Британия останется таможенной территорией Евросоюза, если стороны не смогут найти альтернативного решения до конца 2020 года. Консерваторы-евроскептики считали, что этот пункт — ловушка Брюсселя. По их мнению, Брюссель мог просто отказаться искать альтернативы для backstop и привязать Британию к своей таможенной зоне. А это, в свою очередь, ограничило бы возможность Лондона заключать соглашения о свободной торговле с третьими странами.
Сделка Джонсона по-прежнему обязывает Северную Ирландию выполнять некоторые европейские регламенты, применять европейские стандарты взимания НДС и следовать таможенным правилам ЕС. Но от остальных регионов Великобритании этого больше не требуется. То есть Джонсон все-таки вытащил Британию из европейского капкана, оставив в нем только Северную Ирландию.
При этом де-юре Северная Ирландия продолжит оставаться частью таможенной территории королевства, а не ЕС. То есть пограничный контроль между Северной Ирландией и остальным королевством будут осуществлять британские службы. Более того, в теории регион сможет пользоваться преимуществами торговых сделок, которые Лондон заключит с третьими странами.
Второе важное отличие от сделки Мэй тоже касается Северной Ирландии. Со временем парламент этого региона сможет простым большинством отказаться от предусмотренного сделкой Джонсона таможенного и экономического статуса. Голосование по этому вопросу будет проводиться каждые четыре года. Если парламент Северной Ирландии проголосует за отказ от особого таможенного статуса, то ЕС и Британия должны будут предложить региону альтернативу в течение двух лет.
Коалиция Джонсона
Эти немногочисленные, но важные поправки вроде бы должны были снять основные опасения самых жестких евроскептиков из Консервативной партии, а также их союзников в североирландской Демократической юнионистской партии. Но не получилось. Наоборот, страх юнионистов, что особый статус Северной Ирландии после Брексита подорвет целостность королевства, только усилился. Недовольны планом Джонсона и в оппозиции — левая Лейбористская партия и проевропейские центристы из Партии либеральных демократов.
Главный вопрос в том, согласятся ли умеренные консерваторы и открытые к сделке лейбористы проголосовать за сделку Джонсона в нынешнем виде. Не исключено, что они надеются воспользоваться новой отсрочкой, чтобы попытаться еще больше смягчить условия выхода. Например, предложить поправку, требующую сохранить Британию внутри таможенного союза ЕС. Такая поправка вызовет недовольство радикальных евроскептиков, оттолкнет многих из них от сделки Джонсона, и процесс выйдет на новый круг.
Смена союзников
Есть и другие возможные варианты того, как депутаты могут замедлить или сорвать Брексит. Но в отличие от Мэй, у Джонсона сейчас есть два важных союзника: всеобщая усталость от обсуждения Брексита и отсутствие у оппозиции лучших вариантов.
По большому счету, у проевропейских депутатов заканчиваются ходы в борьбе против властей. Дальнейшее затягивание Брексита в надежде изнурить правительство вряд ли сработает. Жесткий тон Джонсона и его критика парламента только повышают рейтинг премьера и Консервативной партии. Так что досрочные выборы для оппозиции сейчас явно не выгодны.
Поддержка Брексита в целом по стране остается устойчивой. Британцы, проголосовавшие за выход из ЕС в 2016 году, не жалеют о своем решении. Если не считать неопределившихся, то, по опросам, большинство британцев выступают за то, чтобы утвердить сделку Джонсона, а не проводить повторный референдум.
Терпение заканчивается и у Евросоюза, которого Брексит отвлекает от других задач, в том числе от подготовки бюджета на 2021-2027 годы. Ради того, чтобы избавиться наконец от британцев, Брюссель согласился пойти на ранее немыслимые компромиссы — отменить backstop и создать механизм для пересмотра таможенного статуса Северной Ирландии. Также Брюссель согласился отложить обсуждение деталей будущего таможенного режима Северной Ирландии на период после Брексита — весомая уступка для ЕС, где не любят оставлять юридических серых зон и пробелов.
Учитывая потраченные усилия, неудивительно, что председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и президент Франции Эмманюэль Макрон относятся к новой отсрочке Брексита без особого энтузиазма. И в итоге именно их давление может заставить британских депутатов сделать последний шаг к выходу из ЕС еще до декабря, когда к работе приступает новый состав Еврокомиссии.
За три года переговоров британские евроскептики превратились для Брюсселя из раздражителя в союзников. Поначалу Евросоюз пытался втолковать Лондону простые истины о нереалистичности британских запросов, но потом понял, что проще будет подкинуть уступок самым жестким евроскептикам, чтобы поскорее спровадить Британию и перейти к другим проблемам. В результате сейчас главная головная боль для ЕС — это британские депутаты, выступающие против Брексита. Теперь Брюссель на пару с Джонсоном пытается загнать их в угол, чтобы те наконец поставили подпись под соглашением о разводе и перестали дергать европейских политиков. Хотя бы на какое-то время — до следующей стадии переговоров о будущем сотрудничестве сторон.