Кремлевский властитель Владимир Путин в эти дни вынужден слушать неприятные звуки по вине иностранных военных оркестров. Будь то в Эр-Рияде на прошлой неделе или незадолго до этого в Каире, военные музыканты пока еще не осознали, что в миропорядке произошли изменения, и играют российский гимн через пень-колоду, порой искажая его до неузнаваемости.
До недавнего времени российские президенты были редкими гостями в странах арабского мира. В июне 2013 года Россия даже вывела своих солдат с военной базы в сирийском Тартусе. Это была последняя база Москвы, и тогда казалось, что времена, когда Россия играла важную роль в этом богатом нефтью, но раздираемом конфликтами регионе, канули в Лету.
Но когда Путин в 2015 году вторгся в Сирию, встав на сторону диктатора Башара Асада, ядерная держава Россия, которую тогдашний президент Барак Обама унизил, назвав «региональной», вернулась на международную сцену.
Во вторник Путин примет в черноморском Сочи турецкого президента Реждепа Тайипа Эрдогана, чтобы обсудить с ним варианты решения «сирийского вопроса». Пока на Западе Турцию критикуют за вторжение в северные районы Сирии, Путин все больше перетягивает этого члена НАТО на свою сторону.
Еще раньше Путин поставил Турции системы ПВО С-400, сделав важный шаг к своей цели — расколоть западный военный блок. А в Сирии Анкара зависит от благосклонности Путина.
Пока его ВВС бомбят в Сирии больницы, а российские наемники вернули уже почти всю территорию страны в руки диктатора, Путин играет роль третейского судьи и миротворца.
Заявление Дональда Трампа о выводе американских войск из Сирии окончательно сделало Россию ключевым игроком во всем регионе. Дмитрий Киселев с удовольствием процитировал в эфире статью из польской газеты: «Бросит ли Трамп после курдов еще и Польшу?» — этим вопросом в упомянутой статье задались обеспокоенные союзники США по НАТО. А один российский телеканал надменно спросил: «Может ли Россия быть другом для всех?»
Другие былые недруги, в частности Саудовская Аравия, между делом тоже решились на сближение с Россией. Даже после недавней разрушительной атаки беспилотников Ирана, важного союзника России в Сирии, на нефтехранилища саудитов, кремлевского властителя на прошлой неделе с помпой встретили в Эр-Рияде — впервые с 2007 года.
Следом Путин отправился в Абу-Даби, который также до недавнего времени был союзником Вашингтона на Среднем Востоке. А в конце этой недели Путин примет у себя саммит в формате «Россия-Африка».
Россия сменяет США в роли мирового жандарма
Москва заключила со странами Африки уже 40 соглашений о военном сотрудничестве, причем 19 — за последние четыре года. Кроме того, Каир обратился к России с просьбой выступить посредником между Египтом и Эфиопией в споре по поводу новой плотины на Ниле. При этом Египет — также важный союзник США.
Россия постепенно сменяет Америку в роли мирового жандарма. И победа Путина в Сирии стала важным сигналом всем деспотам: «Я точно на вашей стороне, тогда как Трамп демонстрирует обратное: на Америку полагаться нельзя».
Арабам Кремль нужен, чтобы поддержать силу нефтяного картеля ОПЕК и стабилизировать цену на нефть. Африканцы делают ставку на российское оружие, Иран и Сирия надеются на защиту со стороны России. А Китай рассчитывает на совместную борьбу в многополярном мире против Вашингтона.
На саммите G20, состоявшемся вскоре после убийства оппозиционного блогера Джамаля Хашогги (Jamal Khashoggi), Путин улыбался и шутил с наследным принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Салманом (Mohammed bin Salman), тогда как западные политики сохраняли по отношению к нему дистанцию. Путин строит антилиберальный «интернационал»: принц Мохаммед, Эрдоган, Роухани, египетянин ас-Сиси и китаец Си Цзиньпин. Члены этой довольно сомнительной компании плетут друг против друга интриги, но держатся вместе — вокруг кремлевского властителя Путина.
На первый взгляд это кажется бредом сумасшедшего, но в расколе Запада виноват Трамп, а также нерешительность Европы в отношении очагов войны вроде Сирии или кризисных регионов вроде Африки. При этом незамеченной остается большая опасность: Россия, действуя (совместно с Турцией) в Сирии, в Персидском заливе и в Африке, в будущем может направить в Европу новые потоки беженцев и дестабилизировать ситуацию там.
Вилли Брандт (Willy Brandt) стремился помириться с Востоком и наладить «Северо-Южный диалог» с развивающимися странами. Через 50 лет после его избрания федеральным канцлером ФРГ Западу пора очнуться и прекратить заниматься саморазрушением. Альянсу Европы и США необходимо заново определить стоящие перед ним задачи, перераспределить нагрузку на глобальном уровне и выступить с единых позиций в отношениях с Россией.