На Украине президент и его команда в последнее время вообще перестали говорить о скорой встрече с Путиным. Хотя ранее пытались даже пугать Кремль и Европу тем, что если нормандского саммита не будет в ближайшие недели — то Киев может выйти из переговорного процесса. Он остановился после отказа Украины разводить войска в Петровском и Золотом. Отведение должно было начаться еще 7 октября, однако под давлением националистов приказа от Зеленского не поступило.
Формально Киев заявил, что будет ждать 7-дневного прекращения огня, но, очевидно, что реальной причиной является опасения перед акциями националистов. Поэтому, когда Украина внезапно решила не отводить войска, это вызвало довольно холодную реакцию в ОБСЕ и негативную — в РФ и «республиках».
Последние заявления Москвы дают понять, что мяч все еще на стороне Киева. Правда пространства для маневра у нас все меньше — Россия выдвинула новые условия к нормандской встрече.
«Нормандскому формату сейчас тяжело». Заявление Пескова
Ситуацию со встречей сегодня прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Действительно, нормандскому формату сейчас тяжело. Вы знаете, что нормандский формат в свое время согласовал некий комплекс договоренностей. И сейчас одна из сторон-участниц нормандского формата допускает отхождения от этого комплекса договоренностей, затрудняя тем самым подготовку к возможному и столь необходимому следующему саммиту», — сказал Песков, намекая на Украину. Он также прокомментировал заявления Украины, которые вышли после срыва разведения войск. Главный их посыл — у Киева есть «план Б» на случай, если с Россией договориться не получится.
Да и договариваться Зе-команда планирует, судя по всему, на своих условиях — с ограниченной амнистией и урезанным особым статусом Донбасса. Песков назвал это «новыми подходами». «В ситуации, когда одна из сторон заявляет о неких новых подходах, нормандский формат испытывает определенные трудности с тем, чтобы должным образом подготовить такой саммит, и это затягивает столь ценное время», — заявил он. Заявление спикера Кремля прозвучали после разговора Путина с двумя лидерами Германии и Франции.
Разговор Путина с Меркель
19 октября состоялся телефонный разговор президента РФ Владимира Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель. Главы стран обсудили подготовку встречи нормандской четверки. «Канцлер сегодня провела телефонный разговор с российским президентом Владимиром Путиным. В центре беседы была подготовка в скором времени саммита в нормандском формате», — сказано в заявлении официального представителя правительства ФРГ Штеффена Зайберта.
В пресс-службе президента РФ рассказали, что во время беседы о ситуации на Украине была подтверждена важность выполнения минского комплекса мер и договоренностей, достигнутых в ходе встреч в нормандском формате. «В первую очередь это относится к имплементации формулы Штайнмайера в украинское законодательство, а также к разведению сил и средств на согласованных участках линии соприкосновения у населенных пунктов Золотое и Петровское. Киев же под различными предлогами отказывается отводить оттуда свои подразделения и военную технику», — говорится в сообщении Кремля.
Это крайне важное заявление — в нем звучит новое требование Кремля перед встречей в нормандском формате: имплементировать в украинское законодательство формулу Штайнмайера. То есть — прописать закон о выборах в Донбассе и продлить (либо принять новый) закон об особом статусе. Раньше этого условия не было (было лишь условие согласование текста формулы всеми сторонами). Теперь оно появилось — видимо, с оглядкой на то, что уже достигнутые договоренности не выполняются, Россия ужесточает позицию. Как банк, который начисляет новые проценты при просрочке платежа по кредиту.
Повторили в Кремле еще один пункт, который впервые прозвучал после срыва разведения войск. «Что касается возможного проведения очередного саммита нормандской четверки, то он должен быть тщательно подготовлен и увенчаться конкретными результатами. Условлено, что соответствующая работа продолжится по линии помощников лидеров и руководства внешнеполитических ведомств», — заявили у Путина.
В прошлый раз главы стран разговаривали по телефону в конце августа. Тогда они обсудили подготовку к конференции в нормандском формате. С тех пор, как видим, изменилось немногое. Германия хочет саммита «в скором времени». Москва таких надежд не дает.
Разговор с Макроном
21 октября стало известно, что президент Франции Эммануэль Макрон позвонил президенту России Владимиру Путину и пообщался с ним об Украине. Сообщение об этом разговоре Кремлем было сделано как будто под копирку с предыдущего. «От Киева требуется безусловная реализация всех договоренностей, достигнутых в нормандском формате и в контактной группе. Прежде всего, это касается разведения сил и средств на двух согласованных участках линии соприкосновения у населенных пунктов Золотое и Петровское, а также имплементации в украинское законодательство формулы Штайнмайера», — заявили в пресс-службе Путина.
Российский президент также сказал, что очередной саммит в нормандском формате может состояться при его тщательной подготовке — это позволит выработать новые шаги в рамках выполнения минских соглашений. Предыдущий разговор Путина и Макрона состоялся 9 сентября после масштабного обмена пленными между Украиной и Россией. Тогда президенты заявили по итогам беседы, что положение дел позволяет созвать саммит нормандского формата в ближайшие недели в Париже. Но теперь тон Кремля изменился. Там видят, что разведения войск нет, а Киев с каждым днем все чаще заявляет, что не будет и особого статуса. Поэтому встречи с Зеленским у Путина теперь не планируют.
Что можно услышать в телефонной трубке Путина
Из всего сказанного выше, можно сделать два вывода. Первый — РФ не пойдет на встречу с Зеленским без разведения войск. Второй — встречи также не будет, пока не будет понимания, каким у Зе видят новый (или обновленный) закон об особом статусе Донбасса, а также закон о выборах на Донбассе, в которые должна быть интегрирована формула Штайнмайера. В целом, беседы с Меркель и Макроном — достаточно важный маркер позиции Кремля. Судя по заявлениям из Москвы, там не готовы менять свою позицию. И даже более того — ужесточают ее.
Так, после подписания формулы Штайнмайера и договоренности о разведении войск в Москве заявили, что готовы встречаться с Зеленским. Однако после срыва развода и нескольких дней недоумения, помощник Путина Юрий Ушаков сказал, что теперь встреча состоится лишь после появления заранее согласованных решений, которые участникам «четверки» останется только утвердить.
Что в корне расходится с намерениями Зеленского поехать на встречу с некими наработками, которые совсем не обязательно будут приняты Москвой. А судя по тому, что говорил накануне сам Зеленский об амнистии и особом статусе Донасса — точно не будут приняты. Не поменялась жесткая риторика Москвы и после звонков Меркель и Макрона. И это явно заводит в тупик украинское руководство, которое надеялось, что западные лидеры каким-то образом продавят встречу, найдя аргументы, чтобы уломать Путина.
Последствия этой ошибки «Страна» уже анализировала на своем Telegram-канале:
«Попытки Зе-команды отказаться от ранее взятых на себя обязательств по организации встречи нормандской четверки (прежде всего в плане разведения войск) и попытки через Германию и Францию продавить Россию на встречу без выполнения этих обязательств, привели к прямо противоположному результату. Позиция России еще более ужесточилась. Появлось новое условие для встречи четверки — имплементация формулы Штайнмайера в украинское законодательство (ранее шла речь лишь о согласии Киева на текст этой формулы).
Под имплементацией очевидно понимается принятие Радой закона о выборах в Донбассе и продление (либо принятие нового) закона об особом статусе. Вероятно, наслушавшись рассказов Зеленского и Ко о красных линиях, в Кремле решили сначала увидеть, что это за законы, насколько они согласуются с позицией Москвы и будут ли они приняты вообще и только после этого уже встречаться. Или не встречаться (если ничего сделано так и не будет).
Отметим, что если даже такой технический вопрос как развод войск на двух участках (который, кстати, уже проводился без особого шума в 2016 году) украинские власти не могут решить, боясь сопротивления националистов, то о принятии законов по Донбассу вообще говорить трудно.
По информации источников „Страны‟ в дипломатических кругах, после разговора Путина с Макроном и Меркель со стороны Франции и Германии оказывается давление на Киев с целью как минимум провести развод войск, чтоб показать способность выполнять хоть какие-то обязательства. А также подготовить и согласовать с Москвой драфт законов по выборам и по особому статусу.
Насколько такое давление будет результативным покажет ближайшее время. Пока же все выглядит так, что без кардинального обновления своей команды Зеленский вряд ли способен реализовать такие задачи».