Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ośrodek Studiów Wschodnich (Польша): российский триумф в Сирии

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПрезидент РФ В. Путин встретился с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом
Президент РФ В. Путин встретился с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сочинские договоренности — это огромный успех России, которая стала ведущим политическим арбитром в районе сирийского конфликта. Соглашение подтверждает, что Россия способна навязывать свои решения и Турции, и сирийском руководству, и курдам, одновременно игнорируя интересы союзнического Ирана, пишет издание.

22 октября в Сочи президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Эрдоган пришли к соглашению по поводу координации действий в Северной Сирии и будущего турецкой операции «Источник мира». Стороны договорились, в частности, о приостановке Анкарой военных действий против сирийских курдов еще на неделю (до 29 октября), выводе со всей территории буферной зоны курдских формирований и создании совместных (в зависимости от района) российско-турецких и сирийско-российских патрулей. Фактически гарантом реализации соглашений выступает Москва. Более того, было решено, что последующие турецкие действия в Сирии должны учитывать принцип территориальной целостности этого государства и опираться на турецко-сирийское Аданское соглашение от 1998 года. Также их впишут в так называемый Астанинский мирный процесс (идущий под эгидой России, Турции и Ирана).

Комментарий

Российско-турецкие переговоры велись в связи с продолжающейся с 9 октября операцией турок в Сирии, реальная цель которой состоит в том, чтобы разбить созданные связанными с Рабочей партий Курдистана силами парагосударственные курдские структуры на севере этой страны, создать буферную зону с сирийской стороны совместной границы (длиной 480 и шириной 30 километров) и на следующем этапе переселить туда часть находящихся в Турции сирийских беженцев (их общее число составляет 3,6 миллиона человек, а турецкие власти говорят о возможности переселения 2 миллионов). Претворение в жизнь этих планов полностью изменило бы этническую структуру населения приграничной зоны.

Турецкую операцию приостановили 18 октября под давлением США. До того, как в силу вступил режим прекращения огня, турецкая армия и подчиняющиеся ей подразделения сирийской оппозиции успели занять относительно небольшую территорию между городами Рас-эль-Айн и Телль-Абъяд. Стратегические точки, выступавшие целью операции, последовательно захватывали российские и сирийские подразделения.

Турция видит в сочинском соглашении шанс хотя бы в минимальной степени выполнить задачи, которая она перед собой ставила. Оно фактически легализует турецкие шаги в Сирии (в частности, Аданское соглашение 1998 года позволяло вести борьбу с РПК в приграничной зоне), предусматривает значительные ограничения деятельности РПК (выход из приграничной полосы, подчинение Москве и Дамаску), а одновременно позволяет избежать конфронтации с Россией. Этих целей удалось добиться, несмотря на то, что Анкара подвергалась резкой критике со стороны Запада, который говорил, в частности, о возможности введения санкций в связи с турецким нападением на курдов. В контексте внутренней политики соглашение воспринимается как большой успех Эрдогана.

В более широкой перспективе, однако, оно задает очень ограниченные границы турецкого присутствия в Сирии, передает курдский вопрос в ведение Москвы и в приоритетном вопросе безопасности делает Турцию зависимой от российской позиции. В контексте того, что в октябре сирийскую территорию покинули американские войска, а Россия обладает доминирующим положением в сирийском театре военных действий (ожидается наступление на находящийся под контролем оппозиции район Идлиба), заключенное соглашение означает стратегическую зависимость Анкары от Москвы.

Сочинские договоренности — это огромный успех России. После вывода американских войск из Сирии она стала главной военной силой и ведущим политическим арбитром в районе сирийского конфликта. Соглашение подтверждает, что она способна навязывать свои решения и Турции, и сирийском руководству (оно не принимало участия в переговорах), и курдам (в начале октября они контролировали треть территории Сирии и пользовались поддержкой США), одновременно игнорируя интересы союзнического Ирана.

Сейчас Россия выступает признанным ведущим игроком в сирийском конфликте. В надрегиональном масштабе она использует разногласия между Турцией и США, подчиняет себе Анкару и получает сильную позицию на переговорах со странами Евросоюза по дальнейшему развитию ситуации в Сирии (в том числе на тему предотвращения эскалации проблем с беженцами и терроризмом).

Сочинское соглашение, вне зависимости от того, возникнут ли в процессе его реализации проблемы, ясно показывает, что сирийский конфликт переходит на новый этап. На этом этапе уже отсутствуют США, курды вместе с их политическими и военными структурами лишились прежней роли, а туркам пришлось умерить свои аппетиты. В современных реалиях благодаря проходящему под диктовку России мирному процессу в астанинском формате, работе по политическому урегулированию конфликта (включающей, в себя, в частности, создание Конституционного комитета) и военному перевесу россиян (можно ожидать наступления на последний регион, находящийся под контролем оппозиции) может появиться перспектива достижения перелома в противостоянии и активизации усилий по его преодолению. Остается вопросом, как быстро удастся нормализовать ситуацию в Сирии, каковы будут условия турецкого присутствия (в частности, в районе Африна и на территории на западе от Евфрата), а также какую позицию займет Иран, который встревожен нарастающим дисбалансом в отношениях с союзнической Россией. Неизвестно также, кто будет финансировать восстановление Сирии. Массового возвращения беженцев, как представляется, при этом ожидать не следует. Все эти проблемы, однако, будут решаться уже на совершенно новых условиях.