В Сирии Дональду Трампу поставил шах и мат настоящий гроссмейстер реальной политики Владимир Путин.
Россия и Турция раскололи Сирию и теперь делят добычу. Они обошли США в большой игре на Ближнем Востоке. Но в час поражения Трамп объявляет о победе:
«Народ говорит: Ого! Какой фантастический результат. Поздравляем!»
Не совсем ясно, кто именно считает, что результат фантастический. Это, конечно, могут быть Путин, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и сирийский диктатор Башар Асад.
Во всяком случае поздравления исходят не от сотен тысяч курдов, пустившихся в бегство, когда турецкие войска пересекли границу. Amnesty International обвиняет Турцию и ее союзников в совершении военных преступлений в последние недели.
Никаких поздравлений не было и на саммите министров обороны НАТО в Брюсселе на этой неделе. Генеральный секретарь Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) рассказал, что в рамках встречи прошли честные и открытые дискуссии о ситуации на северо-востоке Сирии. В переводе с дипломатического языка это может значить, что обсуждение было резким и категоричным.
Член НАТО напал на соседнюю страну, а лидер свободного мира бросил своих курдских союзников. Соединенные Штаты покинули арену, уступив ее России, Турции и Ирану. Российские войска сейчас патрулируют территории на южном фланге НАТО — с сирийской стороны турецкой границы.
В последние годы Путин заманивал турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана продвинутым оружием и сотрудничеством. Сближение Турции с Россией тревожит союзников и вредит единству альянса.
В Брюсселе на заседании Германского фонда Маршалла выступил министр обороны США Марк Эспер (Mark Esper). Он назвал атаку Турции в Северной Сирии безответственным поступком, ставящим под угрозу плоды многолетнего труда. Но по ту сторону Атлантики Трамп похвалил Эрдогана и отменил все санкции против Турции.
В среду из Белого дома Трамп обратился к нации и сформулировал нечто напоминающее внешнеполитическую доктрину: американских солдат нужно отправлять в бой, только если на карту поставлены жизненно важные национальные интересы. Тогда у США должен быть план победы, ведь «мы хотим исключительно побеждать».
Трамп говорит, что у него новый подход, при котором он руководствуется не идеологией, а «опытом, историей и реалистичным пониманием мира». Но никакого внешнеполитического опыта в допрезидентские времена у Трампа не было. Историей он тоже мало интересуется. И к советникам по внешней политике и безопасности прислушивается нечасто.
Турция вошла в Сирию, когда США вывели оттуда своих солдат. Это произошло после разговора Трампа и Эрдогана. После нескольких дней войны вице-президент Майк Пенс (Mike Pence) отправился в Анкару. Пенсу удалось добиться пятидневного прекращения огня. Соединенные Штаты признали, что Турция получила контроль над сирийскими территориями.
Во вторник Путин принял Эрдогана в Сочи. В результате шестичасовой встречи было продлено перемирие. Турция и Россия разработали план по разделению ответственности в Северной Сирии. Россия устроила соглашение между режимом Асада и курдами, которые неожиданно остались без друзей и оказались в безвыходной ситуации.
«Этого результата добились именно мы, США, и никто иной», — заявил Трамп днем позже.
Действительно, своим отступлением в Сирии Трамп запустил цепную реакцию событий. Но победителями стали Эрдоган и Путин, которые встретились в Сочи. Именно они сформировали результат, которым хвалится Трамп. Больше всех выиграл Путин. Он сделал Россию сверхдержавой на Ближнем Востоке. Эрдоган в Сирии зависит от его поддержки.
Трамп отказался играть против двух этих гроссмейстеров:
«Пусть кто-то еще борется за этот пропитанный кровью песок», — заявил президент.
США больше не будут защищать курдов, они только станут охранять сирийские нефтяные месторождения, чтобы они не попали в руки ИГИЛ*. Правда, Трамп уже неоднократно объявлял о победе над ИГИЛ. Однако на саммите НАТО подчеркнули, что борьба против ИГИЛ продолжается в полную силу. Террористам нельзя позволить возобновить бои или основать новый халифат.
Разбираясь во внешней политике США, легко запутаться. Но есть одна четкая линия, которую Трамп провел во время предвыборной кампании 2016 года. Соединенные Штаты собирались перестать участвовать в «бесконечных войнах» на Ближнем Востоке. Трамп знает, что большинство американцев не хотят, чтобы США вмешивались в новые конфликты в регионе. И для него это означает более изоляционистскую внешнюю политику.
Но когда США так внезапно меняют курс, как это произошло в Сирии, баланс власти смещается в одночасье. Последствия могут быть опасными и непредсказуемыми.
Трамп написал прощальный пост в Твиттере: «Надеюсь, у них все будет хорошо. А мы теперь за 7000 миль оттуда».
Расстояние в 11 тысяч километров — еще не гарантия безопасности. Именно в террористическом лагере «Аль-Каиды»* в отдаленном Афганистане начали готовить атаку на США 11 сентября 2001 года. Поэтому 18 лет спустя США и НАТО все еще остаются там, чтобы помочь этой стране, но также и чтобы защитить наши общества.
* террористические организации, запрещены в России