НЬЮ-ЙОРК — В 1960-е годы поэт-диссидент Александр Галич писал о молчаливом соучастии советских аппаратчиков в преступлениях Иосифа Сталина, особенно в «большой чистке», когда миллионы людей были заключены или умерли в Гулаге. «А молчальники вышли в начальники, потому что молчание — золото, — писал Галич. — Промолчи — попадёшь в первачи».
Я не могла себе представить, что эти строки могут иметь отношение и к США. Но президент Дональд Трамп у всех изменил представления о возможном. Хотя президентство Трампа быстро катится в пропасть, ведущие члены Республиканской партии в основном сохраняют молчание. И речь идёт не только о лидере сенатского большинства Митче Макконнелле и его сотоварище, сенаторе Линдси Грэме, но и о бывшем президенте Джордже Буше-младшем, о Джеймсе Бейкере и Дике Чейни. Их лояльность «республиканским ценностям», установившимся со времен Рональда Рейгана (низкие налоги, лёгкое регулирование и социальный консерватизм), сделала их соучастниками действий администрации Трампа, причиняющих ущерб Америке и миру.
Все эти республиканские ценности не приносили экономической пользы рядовым американцам в последние десятилетия. А, кроме того, под руководством Буша США возглавили вторжение в Ирак в 2003 году, и это нанесло серьёзный урон международным позициям Америки: националистические правительства в России, Турции, Венгрии и других странах всё чаще ставят под вопрос моральность глобального лидерства Америки. При Трампе — человеке, у которого вообще нет никакого морального компаса, — политические приоритеты республиканцев остаются такими же, но при этом они полностью перестали быть похожи на «ценности». Трамп предаёт союзников, отрицает очевидное всем нормальным людям вмешательство России в президентские выборы в США в 2016 году. Он симпатизирует неонацистам и сторонникам идей превосходства белой расы (так в тексте, на самом деле Трамп с двухдневным опозданием осудил демонстрации ультраправых в городе Шарлотсвилле, протестовавших в 2017 году против сноса памятников генералам армий Юга времен гражданской войны, и это дало повод его оппонентам-демократам объявить его «белым супремасистом» — прим. ред.). И, наконец, он не способен отделить свою государственную должность от собственного бизнеса. Всё это должно было бы заставить любого республиканца отказаться работать в его администрации или защищать её. Однако даже те официальные лица, у которых Трамп явно вызывает тревогу, в конечном итоге способствуют «нормализации» его президентства, то есть уважению к нему как к избранному президенту.
В сентябре 2018 года некий Аноним (предположительно высокопоставленный сотрудник администрации Трампа) опубликовал в газете The New York Times на странице «Мнения» статью, в которой объявил: «Я — участник Сопротивления». Это выглядело как попытка успокоить наши опасения по поводу молчания республиканцев. «Давайте поясним, — писал Аноним, — мы не принадлежим к известному „сопротивлению" левых сил. Мы желаем этой администрации успеха и считаем, что многие из её решений уже сделали Америку более безопасной и процветающей». Но это заявление о процветании весьма спорно, а за катастрофическую внешнюю политику Трампа — даже более катастрофическую, чем при Джордже Буше-младшем, — Америка уже платит потерей доверия и уважения в мире.
Многие также надеялись, что сопротивление окажут несколько бывших военных руководителей, работавших в администрации Трампа, в частности, бывшие советники по национальной безопасности США Майкл Флинн и Герберт Макмастер, бывший министр обороны Джеймс Мэттис, а также Джон Келли, возглавлявший Министерство внутренней безопасности, а затем ставший главой аппарата Белого дома. Поговоривший с российским послом вопреки инструкциям Флинн проработал в своей должности лишь несколько недель и сейчас является осуждённым преступником, но трёх остальных многие считали «взрослыми в комнате», способными уравновешивать Трампа с его хаотическими инстинктами из шоу-бизнеса. Они убедили себя в том, что надо пытаться не отстранить Трампа от должности, а контролировать его и, следовательно, сохранять собственную власть. Поддерживая американскую систему сдержек и противовесов, они превратились бы в спасителей, вернувших нас всех обратно в нормальное состояние.
Поначалу Трампу называл этих бывших военных «мои генералы», но затем всех уволил, поссорившись с каждым поочерёдно. В конечном итоге, их соучастие в трамповской катастрофе не столь уж отличается от молчания внутренне не согласных со Сталиным коммунистов, которое осуждал Галич и за которое заплатило такую огромную цену население СССР. Кроме того, эти люди — в основном отставные генералы и генерал-лейтенанты США — не должны были служить из-за страха, подобно бывшему советскому лидеру Никите Хрущёву и другим деятелям при Сталине, которым за сопротивление Сталину грозила бы казнь. Сегодня, наконец-то, некоторые из «участников сопротивления» начинают говорить. Аноним (возможно, это даже один из тех самых генералов) написал книгу «Предупреждение», которая выйдет в ноябре. Накануне выхода книги издательство рекламирует её как «бомбу», в которой «предлагается шокирующий, „из первых рук" рассказ о президенте Трампе и его деяниях».
Макмастер тоже пишет книгу (она должна выйти в 2020 году) о «наиболее серьёзных геополитических вызовах» нашего времени, и, скорее всего, в ней будет фигурировать Трамп. Новейшим членом республиканского сопротивления стал Джон Болтон, третий по счёту советник Трампа по национальной безопасности. Он покинул администрацию в сентябре и, как говорят, тоже работает над книгой, полной интересных исповедей. И уже появились люди, которые хвалят Болтона за то, что он выразил озабоченность по поводу методов ведения американской политики в отношении Украины. Даже ходят слухи, что именно Болтон — или его протеже — может быть тем самым анонимным информатором, который привлёк всеобщее внимание к телефонному звонку 25 июля, когда Трамп требовал от президента Украины Владимира Зеленского провести расследование в отношении Джо Байдена, одного из потенциальных кандидатов от Демократической партии на выборах президента в 2020 году.
Однако это тот же самый Болтон, который, будучи сотрудником Госдепартамента США, в 2003 году доказывал необходимость кошмарного вторжения в Ирак. Кто-то может сказать: лучше исправиться поздно, чем никогда. Но новый всплеск «сопротивления» не просто запоздал. Молчаливые «сопротивленцы» хотят, чтобы мы поверили, будто для них на первом месте находятся интересы страны, хотя в реальности президентство Трампа продолжает ещё сильнее раскалывать и США, и весь свободный мир. В статье 2018 года Аноним жаловался, что Америка «низко пала с [Трампом] и позволила нашей речи лишиться цивилизованности». Сейчас, когда люди, подобные Болтону, вознамерились стать героями, политический дискурс в США, похоже, лишился ещё и здравого смысла.
Хрущёв, главный персонаж стихотворения Галича, осудил Сталина уже после его смерти, в 1956 году, хотя ранее, на протяжении десятилетий, был лоялен этому диктатору. И он признался в собственных преступлениях, заявив, что у него руки были «по локоть в крови». Пусть это будет тест. Прежде чем спешить поддержать Болтона, Макмастера и остальных за то, что они теперь против Трампа, давайте сначала посмотрим: а есть ли у них смелость покаяться и обвинить самих себя в прежнем пособничестве.
Нина Хрущева — правнучка Н.С.Хрущева и профессор международных отношений в The New School, США.