Споры по поводу интеграции мусульман во французское общество и борьба с исламским экстремизмом вновь выходят на передний план, вызвав острую социальную и политическую полемику. Президент Франции Эммануэль Макрон оказался в ловушке между отстаиванием французской национальной идентичности и интеграцией мусульман в светское общество.
Свое мнение французы выражают в таких лозунгах, как «контроль мусульман во Франции», «борьба с сектантством в обществе» или «французское общество не дремлет». К слову, исламофобные настроения во французском обществе и политике неизменно растут. Французское руководство продолжает «зарывать голову в песок» в отношении проблемы с мусульманской общиной во Франции, в то время как французские радикалы пугают «столкновением цивилизаций», которое, по их словам, сегодня может вылиться в более взрывоопасное явление, чем когда-либо прежде.
Фатима и «зверь»
11 октября, спустя неделю после гибели четырех полицейских в парижской префектуре, во Франции произошёл ещё один важный инцидент. Во время школьного мероприятия, организованного региональной ассамблеей региона Бургундия — Франш-Конте на востоке страны, произошел конфликт между депутатом от ультраправой партии «Национальное объединение» (ранее «Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен) Жульеном Одулем и Фатимой Е., матерью одного из школьников, которая носит хиджаб.
Одуль потребовал, чтобы сопровождавшая сына женщина сняла хиджаб в соответствии со «светскими принципами» государства и лично опубликовал видеозапись случившегося. По словам газеты Le Monde, другой член ультраправой партии последовал за мусульманкой в уборную и угрожал ей, сказав: «Когда придут русские, вы уйдете».
Что касается второго происшествия, то речь идёт о преступлении государственного служащего Микаэля Арпона, убившего своих коллег в парижском полицейском управлении. Как объявила позже французская прокуратура, этот мужчина принял ислам несколько лет назад, и его поведение демонстрировало «скрытый экстремизм». Кроме того, он имел контакты с радикальными салафитскими группировками.
Согласно газете Liberation, за неделю после расистских заявлений Одуля местные новостные каналы организовали трансляцию по меньшей мере 85 дебатов на тему ношения хиджаба во Франции. В них приняли участие 286 женщин, среди которых оказалась лишь одна француженка в хиджабе — Латифа ибн Заятен, активистка марокканского происхождения, чей сын Мухаммед Мерах был убит нападавшими в Тулузе и Монтобане в марте 2012 года.
После резонансного инцидента в парижском полицейском управлении министр внутренних дел Франции Кристоф Кастанер рассказал о плане создать «активные гражданские организации по всей республике для борьбы с исламским экстремизмом», сообщив о срыве 60-й попытки проведения террористической операции во Франции с 2013 года, которая должна была походить на теракт 11 сентября в США. Премьер-министр Франции Эдуар Филипп намерен отстаивать собственное видение «активного гражданского общества», напомнив об «образе гражданина-героя, защищающего свою страну».
На церемонии в честь четырех парижских полицейских, убитых в результате нападения полицейского, близкого к экстремистам, президент Макрон пообещал продолжить «беспощадную борьбу с исламским терроризмом» и призвал весь французский народ объединиться в борьбе против него. Сразу после выступления французского лидера в социальных сетях активно распространился хэштег #сообщить_о_мусульманине.
Дебаты о ношении хиджаба
Споры о ношении хиджаба во Франции никогда не прекращались. Они велись во всех политических институтах, по крайней мере, в течение последних четырех десятилетий, хотя уже не так активно, благодаря призывам к ужесточению закона по демонстрации религиозной атрибутики. В 2004 году под давлением светского лобби был принят закон, запрещающий открыто носить религиозные символы в школах, который в первую очередь был нацелен на несовершеннолетних учениц в хиджабах. А в 2010 году во Франции был одобрен законопроект, запрещающий женщинам носить никабы в публичных местах. Кроме того, во Франции увеличилось число тех, кто призывает принять решение о запрете на ношение хиджаба и другой религиозной атрибутики в университетах, особенно громко слышны их голоса в рядах партии Мануэля Вальса.
Параллельно во французском обществе возобновились споры об исламе и мусульманских женщинах после нападения на редакцию газеты Charlie Hebdo в январе 2015 году и террористических актов в ноябре того же года. Полемика вокруг ислама вспыхивает практически каждую неделю из-за того, что общество связывает распространение терроризма с хиджабом. После терактов в Париже споры о ношении хиджаба вышли на новый уровень. Таким образом, закон о борьбе с терроризмом и введение «чрезвычайного положения» позволили французской полиции обыскать тысячи домов мусульман в стране и осуществлять надзор за ними в рамках обеспечения национальной безопасности. В первые месяцы после принятия закона полиция совершила более 5 тысяч рейдов благодаря расширению должностных полномочий и увеличению сроков пребывания подозреваемых за решеткой.
Макрон: «бросок вперед» и автономия
Французский журналист Ив Маму, автор книг «Великое отречение» и «Французская и исламская элиты», считает, что президент Франции Эммануэль Макрон стремится предоставить французским мусульманам «автономию» с помощью внесения поправки в закон 1905 года. Кроме того, он предупредил о подводных камнях секуляризма, сославшись на то, что тридцать лет назад было потрачено 48 миллиардов евро на восстановление бедных пригородов во Франции, что привело к еще большей радикализации и отъезду 1700 джихадистов в «Исламское государство» (запрещена в РФ — прим. ред.). Об этом Ив Маму написал в своей статье, опубликованной в газете Le Figaro в январе 2019.
По словам Ива Маму, секуляризм и возрождение правых настроений влияют на политику Макрона. Французский лидер пытается придать более четкие очертания своей политике и даже добился небольших успехов. Эта проблема вызывает обеспокоенность в ближнем круге президента Франции, который требует от него «двигаться вперед».
Макрон неоднократно откладывал речь о своем видении секуляризма в стране, опасаясь политических последствий, но в конце прошлого года упомянул о желании внести поправки в закон 1905 года о разделении церкви и государства. По мнению администрации французского лидера, подобный шаг необходим для сохранения баланса во французском обществе в связи с происходящими изменениями в стране на фоне иммиграционных волн из мусульманского мира.
Реформы, подготовленные администрацией президента Макрона, должны были увидеть свет в январе, но неоднократно откладывались. На сегодняшний день ходят слухи о том, что французские власти так и не введут новые реформы из-за недовольства французского светского общества и религиозных деятелей в стране.
Проект также открывает дверь для создания «религиозной полиции», которая займется разгоном политических собраний в местах отправления культа, но пока эта идея не получила широкого распространения. Новый законопроект вызвал недовольство во французском светском обществе, которое считает, что он станет инструментом в руках «экстремистских исламских группировок, салафитов, "Братьев-мусульман" (запрещена в РФ — прим. ред.) и турецкой Милли Герюш». Отметим, что законопроект не поддержали представители ни одной из религий во Франции.
Противники Макрона обвиняют президента в том, что он пытается дистанцироваться от нападок на ислам и мусульман во Франции, ссылаясь на его попытку вовлечь христиан в религиозную конфронтацию в ходе своей знаменитой речи в апреле 2018 года перед епископами Франции. Французский лидер призвал к «восстановлению нарушенной связи» между Католической Церковью и французским государством, следуя примеру своего предшественника Франсуа Олланда, который в 2013 году принял «закон Тобира» (назван по имени министра юстиции Кристиан Тобиры), разрешивший заключение однополых браков, что вызвало публичные акции протеста. Противники Макрона назвали резонансную речь президента «маскировочной», как и ту, что он произнес в отношении проблемы иммигрантов, ислама и секуляризма, которая породила на свет движение «желтых жилетов». Они утверждают, что вместо того, чтобы нарушать закон 1905 года и его принципы, основанные на французской революции, необходимо принять кардинальные меры для ликвидации радикального ислама во Франции, включая запрещение организаций и мобильных центров «Братьев-мусульман» в стране, а также прекращение финансовой поддержки странам Персидского залива, которые пользуются налоговыми льготами с 1990 года.
Противники Макрона считают, что глава государства должен держаться подальше от традиционных институтов и партий, которые не получили поддержку правого или левого крыла. В этом контексте следует отметить, что французский лидер поддерживает англосаксонскую политику, которая закрывает глаза на существование меньшинств и религиозных группировок, в том числе исламских, не борется с ними в традиционным смысле, а использует рычаги, позволяющие им сливаться и интегрироваться в общество, как всегда стремились французские политики со времен создания республики. Президент Макрон, похоже, отошел от традиций французской политики, когда несколько дней назад заявил, что «ни при каких обстоятельствах не следует мириться с тенденцией к формированию сообществ».
На сегодняшний день споры о месте ислама во французском обществе звучат все чаще. По правде говоря, они возникают только тогда, когда необходимо снизить градус напряженности по вопросам, которые расшатывают ситуацию во французском обществе, такие как восстание «желтых жилетов», изменение климата или безработица, но возрождение дебатов о хиджабе и создание «активного гражданского общества» для наблюдения за мусульманами связано не только с политикой, но возникли просто для того, чтобы вернуть мусульман в дискуссию о секуляризме и «государственном нейтралитете». К сожалению, исламофобные настроения во Франции сохраняется и расширяется, включая в себя все новые политические структуры. По мнению политолога Оливье Роя, французский секуляризм становится «идеологией», превращаясь в лекарство от недуга, в то время как Макрон пытается вылечить его с помощью поддельных лекарств.