В России изменение климата — вопрос второстепенный. Но ситуация потихоньку выправляется. Общественность все плотнее интересуется этой темой — в том числе и благодаря усилиям Греты Тунберг. Здесь она будоражит примерно те же чувства, что и на Западе — даже, пожалуй, еще сильнее.
Причиной тому — советское прошлое. Советский опыт подсказывает, что дети на сцене — показуха, и ничто иное. Все помнят американскую девочку Саманту Смит (Samantha Smith). Она написала письмо Юрию Андропову и получила приглашение в СССР, где ее тут же выставили напоказ перед прессой. Она говорила о мире на земле, а советские вожди-угнетатели ее подзуживали, купаясь в лучах ее славы.
Любопытно, что Тунберг поддержал лидер российской оппозиции Алексей Навальный. Обычно вопросы экологии его мало занимают — он вообще скорее популист. Но он первый российский политик, создавший успешную активистскую кампанию низового уровня. Навальный понимает, что энтузиастов можно подвигнуть на конкретные дела (в его случае это борьба с коррупцией). Путинскому режиму это невдомек, они даже не пытались.
В России общественные дебаты нередко окрашиваются в черно-белые тона. Однако недавний спор о вреде мяса показал, что у нас в Финляндии те же проблемы. Я сама — нестрогая вегетарианка или, как это сейчас называется, флекситарианка. Стараюсь есть мясо не чаще пары раз в неделю. В России и Финляндии покупаю только мясо и молоко местного производства. Особенно в Финляндии, ведь наше законодательство по животноводству — одно из строжайших в мире.
Это отнюдь не значит, что у нас все гладко. Но самое прискорбное — это когда все мажут грязью без разбора. Да, нам следует отказаться от мяса ради окружающей среды, но какой прок унижать крестьян, которые производят молоко и мясо, я не понимаю. Сама мысль, что весь финский народ в одночасье перестанет есть мясо и пить молоко, — это утопия. Не лучше ли наоборот наладить местное производство у себя под боком?
Факт остается фактом: мы должны есть меньше мяса, чем сегодня. Мы можем постепенно от него отказаться.
Но страна без сельского хозяйства лишена пейзажа. Это страна без сельскохозяйственной культуры и многовековых знаний и традиций. По данным Института природы, финское мясо-молочное хозяйство — в числе наболее экологичных в мире. Наши коровы едят отечественную траву и сено — а не соевые бобы из Бразилии.
Советскому Союзу удалось изничтожить все российские знания о сельском хозяйстве и животноводстве. В результате в российской глубинке искоренено крестьянство и почти не осталось частных фермерских хозяйств. Зато процветают огромные агрохолдинги и молокозаводы на тысячу и более коров, где все вертится вокруг производства и прибыли.
Чем больше людей станут вегетарианцами, тем лучше. Но попытки извести финское животноводство — это не экологический подвиг, а глупость. Лучше всячески поддерживать зеленое сельское хозяйство.