Хотя наступление правых, которое в недавние годы, словно пандемия, стало угрожающе распространяться по Латинской Америке (Макри, Пиньера, Ленин Морено, Болсонару), натолкнулось на стену народного отторжения, посланники неолиберализма по-прежнему пытаются навязать свою политику в регионе. Сейчас они намереваются сделать это в одной из стран, где прогрессивному правительству удалось достичь самых лучших результатов в экономической и социальной сферах: в Боливии. И сделать это они хотят при помощи одного из самых гнусных средств: государственного переворота.
Вот к какому оправданию прибегла оппозиция, выступающая против президента Эво Моралеса — фальсификация выборов, в которую, скорее всего, верят только представители само́й оппозиции. Предполагается, что выборы 20 октября, на которых лидер «Движения к социализму» и действующий президент набрал 47,08% голосов, а его основной соперник Карлос Меса, представляющий коалицию «Гражданское общество» (Comunidad Ciudadana) — 36,51%, были фальсифицированы. Надежды на проведение второго тура рассеялись, ведь согласно закону это возможно, только когда разница между результатами кандидатов, занявших первое и второе место, меньше 10%. Группировки, недовольные правительством, не придумали ничего другого, как выразить свое разочарование при помощи тривиального государственного переворота. Видно, несогласные тоскуют по печально известному рекорду Боливии: эта латиноамериканская страна пережила самое большое количество государственных переворотов в XX веке — двенадцать. За ней следуют Чили и Аргентина, где их было по шесть.
Правда в том, что очень сложно найти экономические и социальные причины, из-за которых боливийцы по-настоящему не одобряют деятельность президента. По данным далеко не левой Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), за последнее десятилетие ежегодные темпы роста Боливии составили 4,9%, самый высокий показатель в Южной Америке. С 2006 года по настоящее время уровень бедности снизился на 25%, а крайней нищеты — на 23%.
Но для оппозиции этих данных недостаточно. Напротив, в качестве аргументов она приводит три пункта, которых, по ее мнению, достаточно, чтобы подорвать авторитет Эво Моралеса. Прежде всего, его обвиняют в том, что он «не желает уступать свою власть» (в результате недавних выборов он бы занял пост президента в четвертый раз); в том, что он не защищает окружающую среду (любопытное обвинение для человека, которого в 2009 году Генеральная Ассамблея ООН назвала «мировым героем матери-Земли»); и в том, что он «женоненавистник и гомофоб». Такими определениями президента наградили феминистки и представители ЛГБТ-сообщества.
Похоже, не это коренные причины, движущие сторонниками государственного переворота. Меса, совсем недолго побывший президентом Боливии с 2003 по 2005 год после отставки Гонсало Санчеса де Лосады, при котором он был вице-президентом, а также бывший владелец телеканала, является ярым сторонником приватизации, ослабления государства и экономической стабилизации ценой любых потерь в социальной сфере. Что же, самый настоящий неолиберал.
Президент Боливии призвал оппозицию к мирному диалогу с открытой повесткой дня, что позволило немного снизить напряженность, хотя она всё еще сохраняется, в особенности поскольку Меса поспешил заявить, что ему «не о чем договариваться с Ево Моралесом и его правительством», и поскольку примерно в тех же выражениях высказался Рубен Коста, глава партии «Боливия сказала нет» и действующий губернатор департамента Санта-Крус, оплота оппозиционных сил, выступающих против президента, обосновавшегося во Дворце Кемадо в столице Боливии.