Книги по географии и истории связывают сельское хозяйство со стабильностью. Жизнь человека всегда была неразрывно связана с сельским хозяйством, что приносило ему хороший доход. Однако такие названия как «джадд» на сомалийском, «тщат» на эфиопо-амхарском, «майра» на суахили или «кат» на йеменском диалекте арабского языка говорят нам о том, что некоторые растения могут стать причиной войн, а отнюдь не стабильности.
Голливудский фильм «Пираты Сомали» (2017) основан на реальной истории канадского журналиста Джея Бахадура — автора кники «Сомалийские пираты: репортаж из подпольных укрытий». Ключевым моментом в фильме стало открытие ката. Главный герой изо всех сил пытался встретиться с лидером пиратов, чтобы узнать больше о банде пиратов Сомали, но переводчик рассказал ему, что гарантированный способ получить какую-либо информацию в Сомали — обменять ее на кат.
С этого момента кат становится неотъемлемым спутником молодого журналиста во всех его приключениях. Джей Бахадур с легкостью проходит процедуру досмотра автомобиля с помощью ката. Чудо-растение помогает главному герою претворять в жизнь всего его задумки и желания. А в конце фильма журналист тратит последние деньги на покупку лучшего ката, чтобы получить долгожданную встречу с главным лидером пиратов Сомали.
Эфиопия — это отправная точка, из которой семена ката расходятся по остальной части Африканского Рога и за его пределы. Таким образом, из высокогорного эфиопского района Харар кат пришел в Сомали, Джибути и Эритрею, а затем в Танзанию и Кению, и, в конечном итоге, добрался до берегов Европы и США. Следует отметить, что свежесрезанные листья ката должны добираться до пункта назначения как можно быстрее, иначе они теряют свои дурманящие свойства и падают в цене.
Кат — альтернатива утраченному африканскому единству!
Листья ката помогают африканцам расслабиться и отвлечься от тягот жизни, но когда действие наркотика проходит, то реальность бьет обухом по голове: галлюцинации, бессонница, потеря аппетита, а при длительном использовании ката в желудке образовываются язвы, которые впоследствии могут привести к раку желудка.
К слову, пищевод и кишечник подвергаются такому же негативному воздействию, как и желудок, так что в этих органах тоже может развиться онкология. Наибольший удар приходится на печень, которая занимается очищением организма от токсинов и вредных веществ. Со временем их становится так много, что печень не справляется со своей работой. Это приводит к смерти от переизбытка токсинов и пестицидов, используемых для выращивания ката.
Сомали — это ближайшая страна к Эфиопии, где впервые был выращен кат, что сделало сомалийцев главной жертвой пагубного влияния этого растения. По некоторым данным, три четверти мужчин в Сомали жуют кат. Практически в каждом доме есть большая комната, где мужчины собираются вместе и жуют листья ката. Следует отметить, что кат нарушил гендерные границы, так как его одинаково употребляют и мужчины, и женщины. Тем не менее, нет достоверных данных о количестве женщин, которые жуют кат, но особое внимание заслуживает тот факт, что мужчины открыто жуют кат на улицах, а женщины — только дома.
Кат — «зеленое золото»
Сомали ежегодно покупает у Эфиопии кат на полмиллиарда долларов, что делает его важным источником для формирования национального дохода страны. Но с другой стороны, Сомали платит Эфиопии за наркотики сумму равную половине своего ВВП. Интересно, что по показателям импорта эфиопского ката, Джибути не отстает от Сомали. Вышеупомянутые цифры прекрасно объясняют, почему в странах-экспортерах кат часто называют «зелёным золотом». Рядом с Эфиопией находится Кения, которая экспортирует кат на сумму 250 миллионов долларов в год. Следует отметить, что доход от листьев ката превосходит доход от кенийского чая, одного из самых популярных продуктов в Кении. Но это также указывает на так называемую «чёрную дыру» в экономике стран-импортеров.
Прибыль от ката зависит от правильного ведения торговли и транспортировки листьев. В Сомали 571 компания занимается перевозкой ката на частных самолетах, что делает страну главным поставщиком этого растения в Африке. Что касается Кении, то страна официально перевозит кат через крупные аэропорты Найроби. К слову, кат путешествует не только по Африке, но и делает остановку в Великобритании. Это важная остановка, потому что раньше Великобритания ежегодно импортировала кенийский кат на сумму 25 миллионов долларов и эфиопский кат на сумму 250 миллионов долларов, но это было до введённого в 2014 году закона, запрещающего поставки этого растения.
Данное решение стало еще одной попыткой международного сообщества запретить торговлю катом после того, как Всемирная организация здравоохранения признала его наркотиком наравне с героином и кокаином. К сожалению, введение запрета на использование ката в Великобритании в 2014 году потерпело неудачу, как и попытки британского правительства запретить кат в Сомали в 1921 году и в Кении в 1940 году.
С каждым британским запретом прибыль от продажи ката возрастала из-за повышения цен на чёрном рынке, а наркоторговцы использовали запрет, призывая местное население к употреблению ката в качестве протеста против британского колониального правления. В 1952 году Франция попыталась запретить использование ката в Джибути, но потерпела фиаско.
Германия сталкивается с той же проблемой, что и Великобритания из-за большого потока африканских беженцев, которые привезли с собой кат, чтобы сохранить связь со родиной. Тем не менее, Германия прекрасно понимает, что любые жесткие меры превратят наркотик из товара, контролируемого правительством, в товар, который будет нелегально продаваться на чёрном рынке.
Правительства меняются, а кат остается
Жевание ката пользуется гораздо большей популярностью среди йеменцев. Когда Великобритания попыталась запретить кат в Йемене в 1957 году, народ восстал. В 1972 году уже после обретения независимости кат был запрещен в Южном Йемене. К слову, правительство Южного Йемена недолго продержалось у власти, и, возможно, одной из причин политического краха стал запрет на употребление и разведение ката. В свою очередь, некоторые западные эксперты считают, что кат в Йемене обладает особой магией: чем больше правительство пытается уничтожить его, тем больше он цепляется за жизнь.
В Йемене иногда разгораются племенные войны из-за конфликта между людьми, находящимися под действием ката. Наркотическое растение помогает поддерживать огонь войны, давая бойцам возможность сражаться безо всяких лишних мыслей. Торговля катом процветает во время войн в отличие от всех других товаров. Таким образом, роль торговца катом схожа с ролью торговца оружием — они оба извлекают выгоду из военных действий.
По данным Всемирной организации здравоохранения, 90% мужчин и 50% женщин в Йемене жуют кат. Более того, в стране существует даже специальный профсоюз для тех, кто занимается выращиванием ката, его цель — защита растения. В Йемене использование ката окружено мифами. Наркоманы и наркодилеры признаются, что не в состоянии что-либо делать без ката.
Согласно неофициальным данным, 58% территорий в Йемене заняты этим растением. В 2000 году в стране был принят закон, по которому 28% доходов от продажи ката идут в казну государства, таким образом йеменцы выращивают наркотик под покровительством местных властей в обмен на миллиарды йеменских риалов. На полив растения уходит более 55% от общего потребления воды в Йемене, что вызывает новую угрозу — истощение запасов подземных вод. Тем не менее, несмотря на такие высокие показатели, выращиванием и торговлей катом занимается всего 13% йеменского населения.
Новый кошмар: африканское растение захватывает мир
Йеменские иммигранты разносят семена и листья ката по всему миру. Последний раз кат был замечен в Индии, он добрался и до России. Напомним, российское правительство запретило использование ката в качестве меры предосторожности, не ожидая, что он появится на территории страны. Тем не менее, в 2016 году российские власти арестовали за хранение листьев ката йеменского студента, обучающегося в Москве.
Наркоманы, употребляющие кат, отказываются покупать его, если он сухой или листья были срезаны несколько дней назад. Цена на такой товар автоматически снижается как минимум вдвое. Таким образом, торговцам катом пришлось найти способы высушивания ката с сохранением его свойств, чтобы обеспечить экспорт на новые мировые рынки. После сушки кат тщательно измельчают, чтобы он напоминал хну, а затем его упаковывают в пластмассовые коробки из-под этого красящего средства, что позволяет обманывать металлоискатели.
Египет — главный пункт назначения для поставок сухого ката. В апреле 2019 года египетские власти изъяли 295 килограммов наркотика, который был отправлен почтовыми посылками по поддельным адресам. К сожалению, это был не единственный трюк с распространением ката в Египте, поэтому наркотик все же смог попасть на египетские улицы.
В завершении необходимо отметить, что кат продолжит путешествовать по миру под новыми личинами и в новых упаковках, а борьба с ним станет кошмаром для правительств всех стран.