Уже вечер, и сумерки начинают опускаться на Суворовскую площадь в нескольких километрах к северу от московского Кремля. Три человека с плакатом стоят возле памятника генералиссимусу Суворову.
Они — участники международного движения «Пятницы ради будущего» и митингуют, требуя принять меры в связи с пагубными последствиями изменения климата.
На демонстрантов, похоже, никто не обращает внимания. Прохожие спешат мимо, и лишь один велосипедист останавливается и делает фото.
Но, конечно, они не остались незамеченными. Через полчаса после того, как они развернули свой плакат, к ним подъезжает машина с включенной мигалкой, откуда выходят двое полицейских.
Митинговать без разрешения запрещено
Несколько минут — и демонстрантов вместе с плакатом усадили в машину и повезли к ближайшему отделению полиции.
Один из задержанных — 25-летний скрипач Аршак Макичян. 33 пятницы подряд он выходил на улицу, чтобы рассказать окружающим о проблемах, связанных с изменениями климата.
В предыдущие пятницы он стоял со своим плакатом один, но сейчас демонстрантов уже трое. Одиночные пикеты в стране разрешены, но если участников больше, необходимо запрашивать разрешение у властей.
Это значит, что Аршака теперь обвинят в созыве нелегальной акции. В наказание его могут задержать на десять дней либо приговорить к штрафу в 30 тысяч рублей.
Парижское соглашение не работает
Всего несколько недель назад по указанию президента Владимира Путина Россия ратифицировала Парижское соглашение по климату. Но не стоит заблуждаться и думать, что Россия планирует принять меры против своей тотальной зависимости от ископаемого топлива.
«Эта ратификация — лишь политический жест без всякого практического смысла», — говорит Георгий Сафонов, директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов московской Высшей школы экономики.
Во всем мире активно ведутся исследования с целью найти замену углю, нефти и природному газу как источникам энергии. Пока не существует способов обходиться без огромных количеств ископаемого топлива в промышленности и для заправки транспортных средств.
Многие, однако, полагают, что через пару десятилетий альтернатива все-таки найдется.
У России нет плана «Б»
В России все планирование опирается на увеличение производства и экспорта ископаемого топлива. Например, в ближайшие десять лет экспорт угля, согласно государственному плану, должен вырасти в два раза.
А в мире существует международный рынок с высокой покупательной способностью, где российские нефть, газ и уголь весьма востребованы.
В тот день, когда рынок ископаемого топлива уменьшится или исчезнет, российская экономика потеряет опору. И нет никакого плана действий, чтобы страна пережила такой кризис.
«У нас горизонт совсем близко, ни один представитель власти не думает дальше, чем на три года вперед», — говорит Георгий Сафонов.
У России есть отличные возможности использовать возобновляемые источники энергии, но она в них практически не вкладывается. Лишь 1% всей своей энергии страна получает из возобновляемых источников. Согласно плану, к 2025 году этот показатель должен достигнуть 2,5%.
С глубоким вздохом Георгий Сафонов говорит, что работает над этими вопросами уже 25 лет, но никакого просвета не видит.
Грета Тунберг вдохновляет
А вот Аршак Макичян узнал об изменениях климата не так давно.
Заинтересовался вопросом он после того, как на климатическую забастовку вышла Грета Тунберг (Greta Thunberg), и чем больше информации он находил, тем сильнее в нем поднимались тревога и возмущение.
В российской прессе Грету Тунберг осуждают и высмеивают, но, несмотря на это, она довольно популярная фигура. По информации института общественного мнения ВЦИОМ, более 70% опрошенных сообщили, что позитивно относятся к Тунберг.
Аршак Макичян недавно окончил Московскую консерваторию по классу скрипки, но решил сделать перерыв в работе по специальности.
Поскольку он живет с родителями, он может некоторое время не работать, но потом планирует давать частные уроки скрипки. Сейчас климат для него важнее: это вопрос, который касается всех в мире.
«Игрой на скрипке мир не спасешь», — заявляет Аршак Макичян.
Он знает, что жизненный выбор отдельных людей — лишь малый вклад в необходимую сегодня работу.
«Мы требуем, чтобы государство прекратило поддерживать добычу ископаемого топлива, запретило одноразовый пластик и признало, что мы стоим на пороге климатической катастрофы», — объясняет он.
Россия извлекает пользу из климатических изменений
Климатические вопросы стали затрагиваться и в российских СМИ, но многие россияне по-прежнему не знают, что может повлечь за собой изменение климата.
Одна из причин в том, что власти, то есть на практике крупные общегосударственные СМИ, рассказывают, как Россия может извлечь из климатических изменений пользу.
В России очень мало морских побережий, а значит, угроза, связанная с повышением уровня моря, для нее незначительна. Потепление же позволит России пользоваться новым морским путем в Северном Ледовитом океане, а также выращивать продукты питания на новых территориях.
А еще президент Владимир Путин, например, заявил, что будет очень здорово, когда россиянам больше не придется тратить деньги на шубы и другую теплую одежду. По его мнению, неизвестно, связаны ли вообще климатические изменения с человеческой деятельностью.
«Но, как бы то ни было, мы должны уменьшить вредные последствия климатических изменений», — сказал Путин в Сочи в начале октября.
Потепление принесет и проблемы
Само собой, климатические изменения сулят серьезные трудности стране с таким большим сельским и лесным хозяйством, как в России.
Например, возрастает риск лесных пожаров и наводнений. По сельскому хозяйству могут ударить новые заболевания скота и растений. А инфраструктура и здания, вероятно, потребуют ремонта, когда таяние вечной мерзлоты вызовет изменение структуры грунта.
Хотя властям все это известно, они не то что не ищут решения, а даже не думают об этом.
По словам Георгия Сафонова, это отчасти связано с тем, что нынешняя система основана на коррупционной схеме, которая приносит доходы очень многим.
Россия очень сильно загрязняет окружающую среду углекислым газом, а российский газовый гигант Газпром, по информации The Guardian, — вообще третий по величине его источник в мире.
Налоги на выбросы и требования инвесторов
По словам Георгия Сафонова, есть лишь два аргумента, которые могут сработать и заставить Россию уменьшить выбросы углекислого газа в атмосферу.
Во-первых, это значительные налоги на товары, производство которых связано с большим загрязнением. Это касается, само собой, топливных продуктов, а также, например, искусственных удобрений, которые Россия экспортирует в больших объемах.
«В ЕС многие говорят о таких налогах, но никакого решения принять так и не удалось», — говорит Сафонов.
По его мнению, с принятием решения тянут из страха, что из-за налогов повысятся цены на потребительские товары.
Во-вторых, способствовать формированию нового мышления могут инвесторы, если они прекратят участвовать во вредной для окружающей среды деятельности и начнут вкладывать деньги в новые источники энергии и прочие экологические технологии.
Признаки этого уже есть. Например, норвежский пенсионный фонд решил, что больше не станет инвестировать в предприятия, вредящие окружающей среде.