Турецко-американские отношения, которые проходят через болезненный процесс, как отметил президент Эрдоган, так или иначе войдут в нормальное русло, несмотря на туманную погоду. Разрешение проблем тем или иным образом кажется неизбежным.
В этом смысле господин Эрдоган и президент США Дональд Трамп, несмотря на попытки экономического, бюрократического и политического саботажа со стороны оппозиционных кругов, приютившихся за океаном, в Европе, на Ближнем Востоке и в нашей стране, к настоящему моменту существенно продвинулись вперед по многим вопросам.
Вчерашний саммит, судя по всему, поспособствует созданию новой дорожной карты дальнейшего развития отношений США и Турции. Самым приоритетным вопросом для Турции, разумеется, является окончательное устранение риска появления террористического государства на севере Сирии. В этом контексте крайне важно возникновение нового представления прежде всего в вопросе безопасности.
Что касается других досье…
Становится понятно, что в новый период такие темы, как террористическая организация Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen), Рабочая партия Курдистана (РПК) / Отряды народной самообороны (YPG), F-35, С-400, экономические санкции и Восточное Средиземноморье, будут решаться при более самостоятельных и конкурентоспособных стратегиях. Ведь саммит Эрдогана и Трампа, вопреки расхожему мнению, не был встречей, на которой решался вопрос: «конец отношений или продолжение». Поэтому ожидаемого врагами Турции разрыва не произойдет, и всех, кто рассчитывал на углубление кризиса доверия в отношениях Турции с США, постигнет разочарование.
Новая стратегическая реальность заставляет США преследовать более спокойную политику в отношении Турции. И знамя политики, ориентированной на обретение Турции в качестве союзника, несет Трамп. Общие стратегические цели требуют, чтобы сложные и тесным образом переплетенные проблемы в отношениях между двумя странами были так или иначе разрешены. В этой связи новые жесткие санкции и стратегия поддержки FETÖ и РПК / YPG только поспособствуют еще большему отдалению Турции от США.
США, очевидно, меняют свою политику установления господства в Евразии и на Ближнем Востоке, которая опиралась на ЕС. В американской стратегии XXI века Турция занимает уже более важное положение, чем ЕС. Турция является одним из ключевых игроков на новой геополитической карте глобальной системы, которая постепенно начинает обретать реальные очертания. Турция звучит на всех платформах после России и Китая. Отныне Турция входит в число четырех важнейших игроков в геополитической иерархии сил наряду с США, Россией и Китаем.
Сила нашей страны происходит от наличия способности при занимаемом положении значительно влиять на региональный и глобальный расклады сил. Неспроста американский стратег Алан О. Маковский (Alan O. Makovsky) говорил, что «Турция обладает доказанным значением для США».
Как подчеркивал и Девлет Бахчели (Devlet Bahçeli, председатель Партии националистического движения Турции — прим. пер.), «дружба с Турцией очень ценна, а враждебность — очень опасна». И США, вне всякого сомнения, лучше всех это понимают. Ведь они не смогли поставить Турцию на колени, несмотря на всевозможные сценарии, которые попытались задействовать, начиная от протестов вокруг парка Гези и заканчивая попыткой госпереворота 15 июля 2016 года.
Вот поэтому в предстоящий период отношения Турции с США будет определять реальность «новой Турции», которая действует более независимо и отстаивает национальные интересы.
Как мы поняли из саммита лидеров США и Турции, Америка при Дональде Трампе тоже пытается максимально адаптироваться к этому процессу и новой реальности.