Предложение Нурсултана Назарбаева провести двустороннюю личную встречу Путина и Зеленского в Казахстане — это опасная ловушка. Мотивация Назарбаева понятна: он хочет усилить свой политический вес в регионе, пытаясь стать медиатором между Украиной и Россией, как в свое время стал между Турцией и РФ после 2015 года. А вот нам такой формат на сегодня не нужен.
Россия пытается создать альтернативные площадки переговоров, вбрасывая время от времени предложения президентам встретиться тет-а-тет, без «неудобных» посредников, без европейцев или американцев.
Схема очень похожа на то, как с помощью Казахстана РФ сумела маргинализовать «женевский формат» по ситуации в Сирии и заменить его «астанинским», затянув туда региональных игроков, включая Иран и Турцию.
В итоге, сегодня в Женеве обсуждают результаты работы Астаны, и вся повестка «женевского процесса» сформирована по результатам работы пророссийского «астанинского формата». Тут та же история. В Москве надеются, что Украина примет предложение ради встречи Зеленского и Путина, которая как бы ни к чему не обязывает, чтобы «просто поговорить». На деле же, учитывая, что у нас пока нет своего плана действий, стратегии реинтеграции Донбасса и внятного понимания, чего мы сами хотим от этой ситуации, такая встреча будет фокусироваться в основном на том, чего хочет Кремль (а у них стратегия есть).
Это опасная ситуация. Принимать это предложение не стоит, ибо это может быть стратегической ошибкой, которая подорвет «нормандский формат», навяжет нам чужую повестку и создаст альтернативную платформу, которая еще больше свяжет нам руки по Донбассу.
Как по мне, так лучше развивать наши отношения с Казахстаном как-то отдельно от русских, с тем же проектом по импорту каспийской нефти через Грузию. Да и вообще — Центральная Азия — крайне недооцененный нами регион, заслуживающий больше внимания, чем место встречи с Путиным.