«Семинар будет посвящён следующим вопросам: обучению навыкам общения в семьях с несколькими жёнами, необходимости активизации культуры многоженства, условиям создания семей с несколькими женами и юридическим аспектам жизни таких семей», — так иранский институт «Аль-Хаят аль-Хусна» анонсировал свою деятельность в рамках вызвавшего широкую дискуссию семинара по многоженству, который пройдёт в Тегеране в ближайшее время.
Иранское общество в большинстве своём негативно отреагировало на общественную инициативу организации. По мнению многих пользователей социальных сетей, особенно женщин, этот шаг противоречит иранской культуре и ставит под угрозу психическое здоровье женщин. Некоторые считают, что пропаганда многоженства разрушит существующие семейные устои. Другие интернет-пользователи высмеяли инициативу института, опубликовав в социальных сетях изображение, на котором иранский автопроизводитель SAIPA представил новую модель машины для семей, в которых две и более жены.
Это уже второе мероприятие, пропагандирующее многоженство в Иране. Первый семинар состоялся в Исфахане. Организатором является общественный институт, который базируется в иранском религиозном центре — Куме.
В официальном аккаунте института в Instagram его представитель аргументирует деятельность организации необходимостью решить кризис одиноких девушек и матерей-одиночек.
На веб-сайте учреждения, работающего с 2011 года, говорится, что оно обеспокоено качеством жизни бедного населения страны и помогает нуждающимся. Финансирование поступает со стороны обычных граждан или организаций.
«Учитывая культуру нашего общества, многие люди, особенно женщины, негативно реагируют на этот вопрос и считают многоженство предательством. Однако по причине финансового положения некоторых иранских граждан мы считаем неприемлемым лишать их права на семью. В нашей стране насчитывается около 5 миллионов женщин, у которых нет мужей. Разве они не имеют права вступать в брак?» — задается вопросом Аскари.
На вопрос о негативных последствиях многоженства он ответил: «Если мужчины справедливо руководят своими семьями, то это не наносит вреда их структуре. Разумеется, неправильное поведение мужчины может привести к проблемам».
Также по его словам, клиентами института становятся как мужчины, так и женщины. Сотрудники изучают условия их жизни, а затем знакомят друг с другом.
«Многоженство — это шедевр исламской религии, защищающий права женщин. Ислам удовлетворяет все потребности мусульман до Судного дня», — утверждает один из лекторов Али Гулями на видеозаписи, размещенной на сайте учреждения.
Не только это заявление вызвало гнев иранского общества. Широкой критике подверглись высказывания священнослужителя и члена Национального фонда по делам семьи Гуляма Резы Касмияна. Выступая перед зрителями «3-го канала» иранского телевидения, Касмиян защищал многоженство, говоря: «Мы не должны воспринимать решение мужчины взять вторую жену как предательство. Мы должны рассматривать это как ответственность». Иранцы осудили эти заявления и хотят понять, почему официальные платформы обращаются к тем, кто транслирует такие идеи и убеждения. Несколько дней спустя на иранском телевидении появился сериал, поддерживающий идею многоженства.
Согласно неофициальному исследованию, все это происходит в условиях, когда доля неженатых мужчин и женщин в иранском обществе в возрасте от 30 до 34 лет составляет примерно 15 %.
Заместитель министра спорта и молодежи Ирана Мухаммед Мехди Тендкоян подверг резкой критике будущий семинар по многоженству: «Ситуация в стране не дошла до критической точки, чтобы продвигать подобные идеи. Сейчас нашим приоритетом является брак среди молодежи. Наша культура не приветствует подобные вопросы, и их пропаганда не решает имеющиеся проблемы».
Он продолжил: «Я призываю тех, кто поощряет и поддерживает многоженство, равномерно распределять свои финансовые средства и направлять свою деятельность также на решение проблем молодежи страны, которая сталкивается со значительными барьерами перед вступлением в брак».
По словам Фариды Авляд Кубад, члена женского комитета в парламенте, в настоящее время она изучает этот вопрос. Ее задача — понять, почему семинар по многоженству получил такое широкое освещение.
Критикуя иранские радио- и телепередачи, иранский парламентарий Сухейля Джилодарзаде отметила, что согласно Шестому 5-летнему плану развития страны, средства массовой информации должны работать над укреплением структуры семьи, а не делать обратное.
Заместитель президента по вопросам женщин и семьи Масумэ Эбтекар также осудила иранские средства массовой информации и обратила внимание на заявления верховного лидера страны Али Хаменеи, который решительно выступал против многоженства.
Несмотря на повышение возраста вступления в брак в Иране и сокращение числа браков, большая часть иранского общества и чиновников считают, что главный путь к решению этих проблем — это разрушить барьеры на пути вступления в брак для молодежи. Среди основных препятствий, мешающих людям создавать семьи, нужно выделить безработицу и тяжелые экономические условия как результат американских санкций.
Похоже, теперь Иран расколот на две части. Одни требуют и пытаются решать проблемы женщин и реализовывать их права. Другие пропагандируют многоженство, рождение детей и так далее. По мнению, последних, женщин спасёт ислам, а не феминизм и защитники прав женщин, которые ограничиваются посещением стадионов или равными возможностями при трудоустройстве.
Иранское общество, хотя и относительно традиционное, отвергает многоженство. Если мужчины берут вторых жён, то это случается исключительно в деревнях и крайне редко. Иранская пословица гласит: «Один Бог, одна женщина (жена)».