История остается одной из тем, которая часто используется в рамках российских пропагандистских инициатив, направленных против Польши. Кремль воспользовался 80-й годовщиной со дня начала Второй мировой войны, чтобы развернуть многоплановую операцию, в которой разговоры на историческую тему сопровождались попытками вмешательства в текущую политику. Эти действия — компонент более широкого плана Москвы по враждебному воздействию на Запад.
Одна из основных целей России в период годовщины начала Второй мировой войны состояла в том, чтобы представить в положительном свете историю Советского Союза. Москва уже давно стремится стереть из памяти и сознания мирового сообщества тот факт, что СССР в сентябре 1939 года выступал одним из агрессоров. Сталин вместе с Гитлером совместно готовились к войне, потом напали на Польшу, а в период оккупации 1939-1941 годов вели тесное сотрудничество. Они оба использовали жестокие методы подавления поляков, убивая их и отправляя в лагеря, присваивая наше национальное имущество и борясь со всеми проявлениями сопротивления. Советский Союз, нанесший удар вторым, был не только одним из виновников развязывания войны: он проводил агрессивную политику, направленную на уничтожение поляков, в течение многих лет после 1945 года, в период, принесший Центральной Европе новую оккупацию.
Факты и архивные документы однозначно указывают на то, что Советская Россия и нацистская Германия несут ответственность за развязывание войны и совершенные в ее ходе злодеяния. Между тем Кремль изображает события 80-летней давности совершенно иначе. В этом году Москва вновь убеждала мир, что Вторая мировая война началась лишь в 1941 году с нападения Гитлера на СССР. В 1939 году Советская Россия, как рассказывала российская пропаганда, лишь принимала участие в военной операции, цель которой состояла в том, чтобы защитить проживающее на территории Второй Польской Республики украинское и белорусское население. Более того, Кремль старался не только представить свою историю в положительном свете, но и обвинить Запад в том, что именно он повинен в развязывании Второй мировой войны. Россияне проводят мысль, что они были вынуждены договариваться с немцами, поскольку Запад не хотел совместными усилиями пресекать немецкие имперские поползновения.
Москва действует в соответствии со своей концепцией, которая гласит, что история СССР была славной, а вел он только оборонительные действия. В этом контексте появились абсурдные обвинения в адрес Польши: агрессором якобы выступала именно она, провоцируя Германию и препятствуя созданию антигитлеровского союза, а потом не позволяя советским войскам войти на свою территорию и защитить Европу от немецкого нападения.
Изъятие из советской истории намеков на агрессию СССР приводит к появлению таких нелепых тезисов, как утверждение, будто после Второй мировой войны Западную Европу оккупировали западные союзники, а Польшу «освободили». Переписывая свою историю, Кремль не считается с историческими фактами. Самое важное — текущие цели России, поэтому Москва обращается к самым разным методам, в том числе «обнаруживает» новые документы исторического характера, представляющие обстоятельства начала Второй мировой войны в совершенно новом свете. К этой тактике она обратилась в том числе в этом году. Опубликованные материалы были призваны доказать правдивость российской версии истории.
Правда и исторические знания не имеют для России никакого значения. Она пытается манипулировать в том числе общеизвестными фактами, повторяя, словно мантру, что подписанный в августе 1939 года пакт Сталина — Гитлера (Молотова — Риббентропа) был типичным для своей эпохи договором о ненападении. При этом россияне придерживаются советского дискурса, стараясь затушевать факт, что этот пакт содержал секретное приложение, в котором шла речь о разделе Центральной Европы между Москвой и Берлином. После подписания этого документа было ясно, что Сталин и Гитлер стремятся развязать войну.
Следующей попыткой манипулирования общественным мнением было продвижение тезиса о том, что в 1939 году Советская Россия не нападала на Польшу, а вошла на нашу территорию, когда польское государство и его армия перестали существовать. Таким образом россияне хотели скрыть факт, что Красная армия во многих местах встретилась с сопротивлением со стороны польских военных, а 17 сентября она вторглась в независимую и защищавшуюся от Германии страну. Когда в 1939 году Кремль готовился к нападению на Польшу, советские политики старались избежать обвинений в развязывании войны, а поэтому атака сопровождалась пропагандистской операцией, призванной показать, что Москва не выступает в роли агрессора. Ту же самую задачу ставит Кремль и перед авторами сегодняшних пропагандистских компаний. Как мы видим, дискурс с советских времен не изменился.
К своим действиям в сфере пропаганды Россия привлекает государственные структуры, в первую очередь спецслужбы. На это указывает активность польской контрразведки: Агентство внутренней безопасности в прошлые годы задержало несколько человек, ведших сотрудничество с российскими спецслужбами и занимавшихся, в частности, акциями информационного плана. Благодаря АВБ из Польши выдворили также граждан РФ, которые были замешаны в гибридных операциях, направленных против польских интересов. То, что Россия подключает к своим действиям разведывательные структуры, показывает, какое значение она придает информационно-пропагандистской активности: та служит Москве в том числе для реализации текущих политических задач. Это было заметно в ходе кампании, которую мы увидели в период проведения мероприятий, приуроченных к годовщине начала Второй мировой войны.
Тогда в российских сообщениях начали появляться элементы, призванные оказать воздействие на текущую политическую повестку дня в Польше. Политика стран Запада, как подчеркивала Россия, их излишняя уступчивость в отношении Германии и нежелание выполнять союзнические обязательства в отношении польского государства привели к тому, что оно перестало существовать и не смогло отразить немецкую атаку. Проводят эту мысль, Москва не только переписывает историю СССР, но и возлагает на западные страны ответственность за развязывание Второй мировой войны, а в особенности за нарушение союзнических гарантий. Тем самым Кремль ставит под вопрос надежность современных гарантий, которые дает Польше НАТО. Если в 1939 году союзы Варшаве не помогли, то как она может чувствовать себя спокойно сегодня?— задается вопросом Москва. Годовщина начала Второй мировой войны стала удобным поводом для дискредитации польской оборонной политики, которая опирается на взаимодействие с заграничными партнерами и гарантии Североатлантического альянса.
Кремль использовал переписанную историю Второй мировой войны также для того, чтобы нанести по нашей стране информационный удар и заставить Варшаву чтить Красную армию. Российский МИД вновь начал обвинять польское руководство в том, что оно уничтожает памятники советским воинам, которые «освобождали» Польшу. Это характерная для так называемой «войны памятников» манипуляция, цель которой — защитить монументы благодарности, возведенные у нас в коммунистическую эпоху. Россия старается склонить поляков отказаться от демонтажа находящихся в общественном пространстве памятников, прославляющих тоталитарные режимы: немецкий и советский. Орудием воздействия выступает искаженная история Второй мировой войны.
К своей информационной кампании Кремль привлекает множество действующих лиц: в ней были задействованы высокопоставленные представители российского руководства или послы, находящиеся в разных странах. Сообщения публиковались в социальных сетях. Часто к дискуссии подключались представители Российской Федерации из довольно экзотических регионов, например, сотрудники посольства в ЮАР или Турции. Российские политики старались перенести обсуждение Второй мировой войны в том числе на международную арену, используя для этого площадку ООН.
Темы, связанные с историей и прежде всего с военным периодом, остаются для Кремля чрезвычайно важными, ведь Москва продолжает формировать миф «отечественной войны», который служит российскому государству основой для его шагов в современной международной политике. Россия стирает из общественной памяти факт сотрудничества Сталина и Гитлера, потому что она хочет считаться страной, которая совершала в прошлом исключительно славные деяния, а самое главное — остановила наступление нацизма на Европу и победили гитлеровскую Германию. Это нужно Москве, поскольку сейчас она старается предстать в роли силы, которая хочет защитить весь мир от нацизма и фашизма.
Кремль часто нападает на политических противников, обвиняя в их в том, что они якобы несут ответственность за возрождение фашизма в Европе, а фашизм Россия, по причине своих исторических заслуг, хочет иметь право душить в зародыше. В реальности борьба сводится к использованию исторических аргументов для давления на страны, руководство которых занимает недостаточно пророссийскую позицию и не обслуживает российские интересы. К аргументам, связанным с темой фашизма, россияне часто обращаются в рамках политической войны со странами Балтии. Украиной и Польшей. Манипулируя историей, Россия старается отвоевать позицию в международной политике и ожидает, что ей позволят вмешиваться в ситуацию всюду, где она обнаружит признаки «возрождения» духа фашизма.
Историческая пропаганда — это лишь один из элементов российской операции по воздействию на страны Запада, а в особенности на членов НАТО. Информационно-пропагандистские акции дополняются операциями чисто разведывательного характера, военными провокациями, политико-дипломатическим давлением, действиями в сфере «мягкой силы» и использованием многих других инструментов, при помощи которых Кремль проводит свои интересы, представляющие опасность для Запада и Польши.
На первый взгляд историческая пропаганда выглядит не очень грозно, но фактически — это компонент широкого стратегического плана, направленного против интересов Североатлантического альянса и его членов, поэтому так важно противостоять российским попыткам манипулирования историей, напоминая о фактах и указывая на истинную суть действий России.