Заинтересованность президента Трампа в поездке в Москву на празднование окончания Второй мировой войны вызывает беспокойство у союзников по НАТО, которые опасаются, что его визит может помочь Кремлю замаскировать агрессию против Литвы.
«По сути, начал реализовываться наш худший кошмар, — американский президент будет в торжественной обстановке отмечать то, что совсем не является праздничным событием для всех оккупированных Советами стран», — сказала в беседе с корреспондентом газеты «Вашингтон экзаминер» Довиле Сагатьене (Dovile Sagatiene), юридический советник литовского Верховного суда. Сагатьене опасается, что «непредсказуемый» Трамп может заключить соглашение с Путиным, которое поставит под сомнение безопасность Литвы.
Комментарии Сагатьене были сделаны в ответ на слова Трампа о том, что он может принять приглашение российского президента Владимира Путина посетить Москву в мае для участия в торжествах, посвященных 75-ой годовщине разгрома нацистской Германии. «Я думаю об этом, — сказал Трамп 9 ноября. — Это очень серьезное дело — отметить окончание той войны».
«Эта война не закончилась, — отметил Кароблис в ходе мероприятия, посвященного советским преступлениям в поствоенной Литве. — По крайней мере, для Литвы и ее сестер, прибалтийских стран, эта борьба продолжает оставаться войной против противника, который никогда не следовал ни правилам, ни обычаям традиционного ведения войны».
Во время своей презентации Кароблис сравнил Советский Союз с Третьим рейхом и назвал их тоталитарными режимами, совершившими серьезные нарушения прав человека в оккупированных ими странах. Поэтому Кароблис выступил против того, чтобы отмечать роль России в окончании Второй мировой войны.
«Мы это не отмечаем», — подчеркнул Кароблис в пятницу.
Это мероприятие в литовском посольстве стало очередным орудийным залпом в «войне памяти», разразившейся по поводу истории холодной войны. Путин прославляет роль Советского Союза в разгроме нацистов и считает это основанием для национальной гордости. В то же время кремлевские пропагандисты называют фашистами и неонацистами критиков России в бывших советских вассальных государствах. Кароблис отвергает подобные обвинения, а также косвенным образом выдвигает аргументы против поездки Трампа в Москву.
«И сегодня окончание Второй мировой войны имеет другое значение в Литве, — сказал Кароблис в своей подготовленной речи. — Это было началом нашей войны против советской оккупации и национального геноцида».
Трамп не был упомянут в официальных заявлениях, однако принимавшие участие в этом мероприятии официальные лица и эксперты в частном порядке говорили о том, что их беспокоит идея возможной поездки.
Трамп будет не первым американским президентом, посещающим подобное мероприятие. Бил Клинтон и Джордж Буш-младший совершили такую поездку в период своего президентства. Однако российское вторжение на Украину в 2014 году вызвало страх по поводу возможной агрессии против других бывших советских государств-сателлитов.
«Мы видим в этом символ того, что происходит. Возможно, это новый Риббентроп и Молотов?— сказала Сагатьене, имея в виду пресловутый договор Молотова-Риббентропа, на основании которого нацистская Германия и Советский Союз согласились разделить Европу. — Это весьма сильное заявление, однако этот символический жест тоже весьма силен. Он очень силен».
В ходе мероприятия в посольстве Литвы в центре внимания был «Нюрнберг, который так и не случился», а его участники выражали сожаление по поводу того, что советские официальные лица так и не были осуждены такого рода трибуналом, на котором были наказаны нацисты за нарушение прав человека.
Объясняя причину этого мероприятия, Кароблис отошел от своей подготовленной речи и противопоставил «период русской оккупации» периоду советской оккупации.