Зачем нужна встреча
Нормандский формат — единственная площадка, где лидеры четырех стран обсуждают российско-украинскую войну и могут принимать решения. Президент Зеленский ранее сообщил, что будет обсуждаться тема прекращения войны «с конкретными сроками», тема дeоккупации Донбасса «с конкретными сроками», обмен пленными «всех на всех» и тема выборов — когда в Донбассе «не будет каких-либо незаконных военных формирований».
«За пять с половиной лет война в Донбассе превратилась в ежедневные сводки новостей и коснулась практически каждой украинской семьи, в частности моей», — говорит помощник главы государства Андрей Ермак. Президент Зеленский, напомнил он, обещал сделать все возможное для прекращения войны. И если последние три года ситуация в Донбассе не менялась, то обмен в сентябре стал сигналом — мирное урегулирование возможно, говорит Ермак.
Он подчеркивает, что Украина сделала все необходимые шаги для прекращения войны, выполнила все взятые на себя перед международными партнерами обязательства. «Сейчас наша команда тщательно готовится представлять и защищать украинские интересы в Париже 9 декабря. Безусловно, украинское общество будет знать, с какой позицией на эту встречу поедет президент Зеленский», — заявил Ермак.
Тем временем дипломаты и эксперты сходятся во мнении: цель саммита — прописать план имплементации Минских соглашений. Например, что будет с выборами, амнистией, особым статусом Донбасса — на встрече президентов это расшифруют. При этом, цитирую главу МИД Вадима Пристайко, Украина готова к «разумным компромиссам».
Чем должна закончиться встреча
Победой Украины будет продолжение санкций против России, считает депутат-международник из фракции «Слуга народа» в Раде Богдан Яременко. «Если сделаем все, чтобы санкции оставались, но при этом не достигнем прогресса по сути — это уже неплохо. Это программа-минимум. Программа-максимум — попробовать сформулировать то, что позволит прекратить обстрелы и начать процесс мирного урегулирования», — заявил политик.
Бывший министр иностранных дел Павел Климкин тоже склонен считать прекращение обстрелов «небольшой победой». «Но сработать это может только в рамках широкой договоренности Путина с другими — не с нами. Сейчас он пытается договориться с французами и немцами. Донбасс будут обсуждать с нами, а все остальные вопросы — без нас. Это очень плохо, поскольку мы не играем в активную игру», — считает дипломат.
По мнению эксперта-международника Николая Капитоненко, любые условия, которые будут «чуть лучше Минских соглашений», можно будет считать победой Украины. «Но если все закончится подтверждением нашей готовности выполнять Минск — это будет ничья», — считает он. По его мнению, заявление Прийстайко о возможности выйти из Минских соглашений — это попытка повлиять на РФ и добиться сговорчивости.
Чем может закончиться
Климкин считает, что статус-кво по итогам переговоров будет поражением. «Россия обменами и возвращением кораблей увеличила эмоциональные ставки. Теперь любое отсутствие результата будет восприниматься как проблема. Нужен реальный шаг. И его будут связывать с тем, чтобы Зеленский побыстрее провел выборы в нынешних условиях. К сожалению, частично французы и частично немцы готовы к таким „выборам‟», — говорит дипломат.
Кроме того, неизвестно, что означает готовность к «разумным компромиссам». Вероятно, речь может идти о статусе Донбасса, считают эксперты. Климкин не советует Зеленскому расширять или менять логику действующего закона: «Нужно оставить общую рамку, а потом обсуждать с теми, кого выберут (на местных выборах — прим. ред.), каким образом этот рамочный закон может выполняться. Если мы будем менять закон, а в результате сделаем его более детальным — сделаем то, чего хочет Путин — пропишем условия федерализации».
Климкин также допускает, что встреча может послужить прикрытием для двухсторонних переговоров по газу. «Если помните, кроме „второго Минска‟ было совместное заявление лидеров, где был пункт о газе. Сформулирован он был настолько обобщенно, что так и не заработал. Думаю, газ 100% будет обсуждаться», — сообщил Климкин.
Депутат от «Слуги народа» Богдан Яременко считает, что украинская сторона не должна поднимать на встрече эту тему. «В газовом вопросе мы имеем преимущество — за нами решения судов. Для Украины не совсем выгодно пакетировать это с Минскими договоренностями, где у нас сильных позиций нет», — рассказал депутат.