Москва — Последние пару недель украинцы с тревогой слушают, как целый парад карьерных дипломатов и чиновников американской госслужбы расхваливают их страну как жизненно важного союзника, чью безопасность якобы поставил под угрозу Трамп, приостановив военную помощь в обмен на личную услугу.
Столь пристальное политическое внимание украинцам нежелательно. Большинство из них говорят, что ценят американскую поддержку и не хотят ничего говорить, чтобы не сглазить. Выбить из украинских аналитиков комментарий о слушаниях по импичменту практически невозможно.
Но зато о другом вызове украинским чаяниям на интеграцию с Западом местным комментаторам есть что сказать. При этом столь пристального внимания ему не уделяется, хотя Украина и стала для США темой номер один.
Речь идет о стремительном экономическом вторжении Китая, — именно он, а вовсе не Запад, заполняет вакуум, образовавшийся пять лет назад после разрыва стратегического сотрудничества с Россией, угрожая геополитически переориентировать Украину с Запада на Восток.
По данным Национального банка Украины, Китай в этом году стал крупнейшим торговым партнером страны, опередив украинских соседей Россию и Польшу. Сейчас Китай планирует инвестировать в украинскую инфраструктуру, включая оказавшийся в бедственном положении азовский порт Мариуполь, скоростные поезда и киевское метро, — до 7 миллиардов долларов. Украина, в свою очередь, стала крупнейшим поставщиком зерна в Китай, заменив экспорт из США из-за Трампа и его торговой войны.
Но перспектива, что в руки Китая попадут и жемчужины бывшей военной промышленности СССР, вызвала запоздалую тревогу в США. После разрыва стратегических отношений с Россией около 400 компаний военно-промышленного комплекса, некоторые из которых владеют секретными технологиями, — например, легендарное КБ «Антонов» или производитель вертолетов и реактивных двигателей «Мотор Сич», прозябают без свежих инвестиций и рынков сбыта.
«Это реальная проблема для Украины. Если мы хотим вступить в НАТО, то страны альянса должны помочь нам интегрировать нашу военную отрасль в евроатлантическую систему. Они, конечно, дали нам понять, что от продажи акций ВПК Китаю они не в восторге. Но кому еще?».
Нелегкие времена для тяжелой промышленности
Киевский «Антонов», бывший гигант советского самолетостроения, переживает трудные времена. Разрыв Украины с Россией после Майдана 2014 года, сместившего прокремлевского президента Виктора Януковича, вынудил компанию отказаться от ряда совместных проектов, в том числе нового военно-транспортного самолета, пассажирского лайнера местного значения и других. Наш корреспондент побывал на основных мощностях предприятия в Киеве почти пять лет назад и обнаружил, что производственные линии простаивают, а руководство тщетно ищет новых партнеров на Западе.
«Мы действительно хотим, чтобы Запад повернулся к нам лицом. Мы понимаем, что необходимо срочно менять вектор сотрудничества», — сказал тогдашний директор Дмитрий Кива.
Запад на эти призывы не откликнулся, зато объявились китайцы. Визитная карточка «Антонова» — это тяжелые транспортные самолеты, их-то китайцы и начали скупать. Особенно их заинтересовал Ан-225 «Мрия» — самый грузоподъемный самолет в мире. Пока что он существует в единственном экземпляре, но его грузоподъемность вдвое выше крупнейшего американского «грузовика» C-5 «Гэлакси». Ранее в этом году Китайская аэрокосмическая корпорация подала заявку на приобретение доли в моторостроительном предприятии «Антонова». Размер доли не разглашается.
Однако больше всего нареканий вызывают китайские виды на запорожскую компанию «Мотор Сич». Две китайские компании попытались выкупить контрольный пакет в концерне, который в прошлом поставлял порядка 80% двигателей для российских вертолетов. Сделка, чья сумма, как сообщается, превышает рыночную на 100 миллионов долларов, в настоящее время отложена Украинским антимонопольным комитетом — по соображениям безопасности и из-за серьезных возражений Запада.
В августе бывший советник по национальной безопасности Джон Болтон (John Bolton) специально летал в Киев, чтобы предупредить продажу. «Военные и секретные технологии не должны попадать к противникам или потенциальным противникам, — объясняет господин Болтон. — Мы предупреждаем друзей и партнеров об опасности китайских инвестиций». Эта тема небезразлична Киеву, Вашингтону и Москве, но вслух о ней никто не высказывается.
Но от задержки сделки с Китаем компании «Мотор Сич» не легче. Расторгнув контракты с Россией, компании со штатом в 30 тысяч человек пришлось сократить производство на 40%.
«Владелец „Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев — рачительный хозяин. Он хочет, чтобы она выжила, а китайцы предлагают спасательный круг, — объясняет аналитик киевской брокерской фирмы „Конкорд капитал" Александр Параший. — Западу эта уникальная компания не нужна, да и наше правительство тоже ничего не делает, чтобы ее спасти».
Господин Параший винит украинское правительство в неспособности удержать военную промышленность страны на плаву. Он отмечает, что министерство внутренних дел Украины недавно разместило заказ стоимостью 615 миллионов долларов на 55 вертолетов французского производства, хотя аналогичный продукт имеется и у «Мотор Сич».
«Трудно просить третьи страны поддержать украинские проекты, когда этого не делает даже наше собственное правительство, — говорит говорит он. — Попытка Китая приобрести „Мотор Сич" — логическое следствие невнимательности нашего правительства».
Известный российский внешнеполитический аналитик Сергей Караганов говорит, что попытки Китая заполучить лакомые куски бывшего советского военно-промышленного комплекса Москве, скорее всего, безразличны.
«Если там что-то еще осталось в рабочем состоянии, и это купят китайцы, — то почему это должно волновать Россию?».