В стремлении воспитать чувство патриотизма у молодого поколения правительство России активно развивает милитаристскую образовательную политику, знакомя с военным делом детей и подростков. В октябре министерство образования России порекомендовало школам провести занятия по разборке и сборке автоматов.
В одной из школ ученикам дали задание нарисовать рисунки, посвященные борьбе с терроризмом. Министерство обороны России также ведет деятельность по организации патриотических программ для детей. Российские СМИ бьют в колокола: «Осуществление патриотического воспитания через военное дело, а не культуру негативно повлияет на развитие детей».
В конце октября российские СМИ сообщили: 10 ноября исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Калашникова, изобретателя автомата АК-47, министерство образования России порекомендовало школам ознакомить учащихся с биографией изобретателя, а также провести занятия по разборке и сборке АК-47.
В соответствии с рекомендательным письмом цель занятий, посвященных Калашникову и АК-47, заключается в «воспитании чувства патриотизма, формировании российской идентичности школьников на основе изучения примеров выдающихся отечественных военно-технических изобретений».
Неизвестно, в скольких школах были проведены такие уроки, однако предполагается, что рекомендации министерства образования по характеру близки к приказу, поэтому, по всей видимости, автомат разбирали и собирали многие школьники.
Между тем в тюменской школе в конце октября ученикам второго класса в рамках конкурса по изобразительному искусству дали задание нарисовать рисунки, посвященные антитерроризму. По информации местных СМИ, родители школьников пришли в недоумение: «Второклассники не понимают суть терроризма».
В мае прошлого года Национальный антитеррористический комитет России провел аналогичный конкурс в Приморском крае. Предполагается, что тюменский конкурс был организован в рамках этой программы.
На сайте комитета опубликованы рисунки, принявшие участие в конкурсе. На многих рисунках рядом с людьми изображены ножи, автоматы и взрывчатка, что производит удручающее впечатление.
Военно-патриотическое воспитание усиливается также и в сфере национальной обороны.
В июле газета «РБК» сообщила, что министерство обороны России приняло решение инвестировать четыре миллиарда рублей в строительство в Подмосковье центра военно-патриотического воспитания.
По информации газеты, планируется, что раз в год в течение недели старшеклассники московских и подмосковных школ будут проходить в нем учебные сборы в рамках подготовки к службе в армии. Пока обсуждается, будет ли это обучение школьников в патриотическом центре в рамках обязательной программы или добровольно.
Более того, министерство обороны энергично продвигает программу «Юнармия», которая в 2016 году была запущена по всей стране с тем, чтобы привить молодежи патриотические чувства. Цель «Юнармии» — воспитать патриотизм у мальчиков и девочек от 8 до 18 лет за счет исследований в области военной истории, спортивной деятельности, альпинизма, походов и так далее. К программе уже присоединилось более 550 тысяч человек.
Эти действия напоминают Гитлерюгенд, молодежную образовательную организацию, которая в довоенной Германии поддерживала нацистский режим.
Есть определенные причины на то, что правительство России развивает патриотическое воспитание. В результате аннексии Крыма в 2014 году Россия оказалась в международной изоляции, что привело к экономической стагнации из-за санкций. На этом фоне власти хотят привить молодежи «правоту» России, а также избавиться от сомнений и негативного настроя в отношении правительства. Тем не менее подобное усиление военно-патриотического воспитания также вызывает и тревожные чувства в России.
30 октября газета «Ведомости» иронично прокомментировала рекомендации министерства образования по поводу сборки и разборки автомата: «В последние годы правительство России придавало больше значения не школьному, а патриотическому образованию, однако из рекомендаций министерства образования стало очевидно, что лучший инструмент патриотического воспитания — это сборка и разборка автомата».
Газета также отметила: «Безусловно, изучение биографии выдающихся соотечественников способствует культивации патриотизма, однако в современной России ощущается сильный перекос в сторону военного дела».
«Данная методичка содержит существенный перекос в сторону милитаризации, что в очередной раз вызывает вопрос, почему патриотизм в России все чаще ассоциируется с милитаризмом, но не с искусством или наукой», — рассуждает на страницах газеты «Коммерсант» координатор отдела по защите прав военнослужащих организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Антон Щербак.
В другой статье «Ведомости» также отметила, что в последнее годы образовательная политика российских властей сильно напоминает советский период, когда активно реализовывали детские патриотические образовательные программы. Газета предупреждает: «Следует помнить, что советское патриотическое воспитание не спасло СССР от развала. Если делать „вакцинацию" в слишком раннем возрасте, это может нанести вред».