Приезд японских туристов на Южно-Курильские острова, которые принадлежат России, но на которые претендует Япония, стал важным событием в давнем территориальном споре двух стран. Но чтобы эта пробная поездка не стала единственной, эту деятельность надо расширять, организуя регулярные туристические поездки. А для этого потребуются уступки со стороны Японии.
В целом возникает такое впечатление, что в российско-японском споре вообще ничего не меняется. Японское правительство на протяжении 70 лет утверждает, что в последние дни Второй мировой войны Советский Союз незаконно оккупировал четыре острова, находящихся к северо-востоку от побережья Хоккайдо.
Москва со своей стороны утверждает, что победа СССР над Японией дает России суверенное право на эти территории. Разногласия преодолеть не удается, статус островов остается спорным, а мирный договор между Россией и Японией до сих пор не подписан.
В условиях этого ставшего привычным застоя пробная поездка 44 японских туристов и чиновников на спорные острова, состоявшаяся с 30 октября по 2 ноября, сама по себе примечательна. По общему признанию, не все прошло гладко. Изначально поездку планировалось начать 9 октября, однако российская сторона отложила ее по техническим причинам, так ничего и не объяснив.
Кроме того, ее пришлось сократить из-за плохой погоды. Цена тура составила 330 тысяч иен на человека (3 000 долларов). Это баснословная сумма за путешествие, не отличающееся ни удобствами, ни впечатляющими достопримечательностями.
Тем не менее, сам факт проведения этой туристической поездки является большим достижением. Японские туристы впервые побывали на захваченных русскими островах. Более того, поскольку российских виз от туристов никто не требовал, поездка прошла так, будто эта туристическая группа просто посетила один из районов префектуры Хоккайдо.
Этот визит стал светлым пятном в политике премьер-министра Абэ по отношению к России, которая не производит особого впечатления. Вернувшись в декабре 2012 года к власти, Абэ объявил приоритетом отношения Токио с Москвой.
Даже после того как западные страны подвергли Россию остракизму за аннексию Крыма в 2014 году, Япония очень быстро возобновила сотрудничество. После 27 встреч с российским президентом Абэ нечем было особо похвастаться, но сейчас он может заявить, что его усилия начали приносить плоды.
Абэ до сих пор иногда называют японским националистом, однако его внешняя политика на самом деле отличается большим прагматизмом. Он признал тщетность попыток давления на Россию с целью быстрого возвращения всех четырех островов. Абэ изменил направление своих усилий и сейчас добивается максимального доступа Японии к островам посредством совместных экономических проектов и гуманитарных обменов.
Этот творческий подход может принести немалые результаты. При прежних правительствах Япония ограничивала свою деятельность на островах, опасаясь признавать российскую юрисдикцию. С точки зрения принципов это вполне понятно, но в результате острова оказались изолированными от соседнего Хоккайдо, который в самой ближней точке находится всего в четырех километрах от них.
Отказавшись от такого подхода, Абэ намеревается осуществлять совместные экономические проекты, содействуя притоку на эти спорные территории японцев, которые будут посещать острова и вносить вклад в их развитие. Этим он не добьется возвращения островов Японии, но добьется возвращения японцев на острова.
Далее, есть надежда на то, что совместные проекты изменят отношение к Японии 18 тысяч россиян, проживающих на Южных Курилах. Когда контакты жителей островов с японцами начнут расширяться, и они будут получать доходы от туризма, эти люди станут небольшой, но важной группой, выступающей за присутствие Японии на Южных Курилах.
Но ничего подобного не произойдет, если недавняя поездка останется единственной. Такая опасность существует, так как российская сторона разрешила ее в виде исключения. Чтобы продолжить такие туры, понадобится соответствующий правовой механизм, регулирующий свободное перемещение на острова. Но Россия обязательно потребует что-нибудь взамен.
Следовательно, будущее совместных проектов зависит от готовности Японии дать россиянам возможность для ответного посещения японской территории. В качестве возможного решения проблемы президент Владимир Путин предложил создать безвизовый режим для Хоккайдо и Сахалина, откуда осуществляется административное управление спорными островами.
Такая мера позволит создать необходимые правовые рамки для трансграничной деятельности, однако Япония не согласна на такую схему, поскольку она подразумевает, что острова являются частью Сахалина. Начавшиеся в октябре переговоры ни к чему не привели.
Таким образом, мяч на стороне Японии, и она должна предложить альтернативный вариант. Он может заключаться в создании небольшой безвизовой зоны, относящейся только к островам и к городу Немуро на Хоккайдо. Такой вариант может оказаться приемлемым для России, поскольку жителям Южных Курил сейчас отказывают в выдаче японских виз.
Критики скажут, что такая система станет поощрением для захватчиков японских территорий, а также признанием тщетности японских попыток вернуть Южно-Курильские острова. В этом есть определенная доля правды, однако политика является искусством возможного.
У Японии нет никаких шансов добиться возврата спорных островов. Но у нее есть возможность создать мягкую границу, дать гражданам Японии возможность посещать спорные территории и начать процесс реинтеграции островов с соседней общиной Немуро. За такую возможность Япония должна ухватиться обеими руками.