После многодневных межпартийных пререканий, прослушиваний телефонных разговоров и разговоров о теориях заговоров бывшему главному эксперту по России из Совета национальной безопасности все это надоело. К тому времени, когда Фиона Хилл (Fiona Hill) на прошлой неделе дала публичные показания в комитете палаты представителей по разведке, у нее было ясное и четкое послание для всей страны: это как раз то, что нужно Кремлю.
«Я прошу вас, пожалуйста, не распространяйте эту политически мотивированную клевету, которая так явно соответствует российским интересам», — заявила Хилл 21 ноября, начиная свое выступление перед законодателями. Некоторые из них до этого допрашивали свидетелей, задавая вопросы о развенчанной теории, согласно которой Трамп оказывал давление на украинского президента Владимира Зеленского, добиваясь от него начала расследования. «Похоже, некоторые члены этого комитета верят, что Россия и ее спецслужбы не проводили кампанию против нашей страны, а проводила ее по какой-то неведомой причине Украина… Это измышления и фикция, распространяемые самими российскими спецслужбами».
Если в ходе расследования демократов по процедуре импичмента кто-то и одержал победу, то это российский президент Владимир Путин. Эксперты говорят, что из-за действий администрации Трампа, утверждающей, что не Россия, а Украина вмешивалась в выборы 2016 года, возникли серьезные трения между Киевом и Вашингтоном, который является ключевым сторонником Украины в ее продолжительном конфликте с Россией. А давление на Россию в преддверии президентских выборов в США ослабло.
Хилл была не единственной свидетельницей, рассказавшей комитету о том, что политизация американской помощи Украине на руку России. 20 ноября посол США в Евросоюзе Гордон Сондланд (Gordon Sondland) дал показания о том, что задержка военной помощи и фактический отказ Зеленскому во встрече с Трампом были выгодны России.
В тот же день Путин совершил победный круг почета. Выступая на экономическом форуме в Москве, он с ухмылкой сказал: «Слава Богу, никто нас больше не обвиняет во вмешательстве в американские выборы. Теперь они обвиняют Украину».
Те измышления, о которых говорила Хилл, начали появляться в 2017 году в крайне правых кругах на просторах интернета. Их авторы утверждали, что не Россия, а Украина осуществляла вмешательство в выборы 2016 года, и что не президент Дональд Трамп, а Хиллари Клинтон получала выгоду от такого вмешательства. Согласно этой теории, компания кибертехнологий «Краудстрайк», помогавшая Национальному комитету Демократической партии расследовать российские попытки хакерских взломов в 2016 году, всячески скрывала причастность к этому делу Украины и подставляла Россию.
Трамп подлил масла в огонь этих обвинений, когда стало известно о его скандальном телефонном разговоре с Зеленским. «Хочу, чтобы вы оказали нам услугу, — сказал Трамп новоиспеченному президенту 25 июля. — Они говорят „Краудстрайк"… Тот сервер, говорят, что он у Украины. Мне хотелось бы, чтобы вы добрались до сути».
Эксперты уже давно говорят, что заявление о спрятанном где-то одном-единственном сервере НКДП является абсурдом. НКДП, со своей стороны, никогда не делал заявлений о пропаже своей техники. На самом деле, Украина не могла украсть этот сервер; НКДП в своих исках против России отмечал, что у него работают более 140 серверов, причем большинство в «облаке». Чтобы расследовать хакерскую атаку на НКДП, «Краудстрайк» создала копии всех 140 с чем-то серверов и постаралась изучить их. Но она их не отключала и не анализировала скопом.
Как заявил в сентябре журналу «Тайм» профессор Томас Рид (Thomas Rid), работающий в Школе перспективных международных исследований Университета имени Джонса Хопкинса (Johns Hopkins School of Advanced International Studies), методика сбора улик у компании «Краудстрайк» совершеннее анализа самих серверов НКДП. «Когда делается цифровое изображение с сервера, это изображение зачастую лучше, чем фактический доступ к устройству, так как в нем содержится информация, которая теряется, когда устройство выключают и обесточивают», — сказал он.
Разведывательное сообщество США установило, что не Украина, а Россия во время последних президентских выборов осуществляла вмешательство в американские демократические процессы. «По нашей оценке, российский президент Владимир Путин в 2016 году приказал провести кампанию влияния на президентские выборы в США. Цель России состояла в том, чтобы подорвать веру общества в демократический процесс в США, опорочить госсекретаря Клинтон, а также лишить ее шансов победить на выборах и стать президентом, — сообщается в докладе аппарата директора национальной разведки, подготовленном в январе 2017 года. — Далее, согласно нашим оценкам, Путин и российское правительство отдавали явное предпочтение избранному президенту Трампу».
Но это не помешало члену палаты представителей от Республиканской партии Девину Нуньесу (Devin Nunes) и дальше тиражировать беспочвенную теорию о виновности Украины, что он в очередной раз сделал на прошлой неделе на слушаниях по делу об импичменте. Этот высокопоставленный республиканец из состава комитета во время слушаний подлил масла в огонь данной теории, оправдав таким способом просьбу Трампа о проведении расследований. «Когда знаешь, что украинские руководители напрямую сотрудничали с политическими противниками президента Трампа, ослабляя его предвыборные позиции, легко понять, почему президенту захотелось узнать всю правду об этой операции, и почему он настроен так скептически по отношению к Украине», — сказал Нуньес.
Нуньес не стал утверждать, что Россия непричастна к попыткам подорвать американские выборы 2016 года. «Вполне возможно, что две разные страны одновременно занимались вмешательством в выборы», — сказал он. Член палаты представителей из Нью-Йорка Элис Стефаник (Elise Stefanik), которую Трамп недавно назвал «новой звездой Республиканской партии», позже повторила доводы Нуньеса, заявив: «Я просто хотела сказать своим коллегам-демократам, что ни один республиканец из состава этого комитета не говорил, что Россия не вмешивалась в выборы 2016 года».
Оправдывают республиканцы российское вмешательство в выборы или нет, Путин все равно выходит победителем, сказал член палаты представителей Раджа Кришнамуэрти (Raja Krishnamoorthi). «Все это помогает России, причем существенно. Потому что ее цель номер один в Европе — отколоть такие страны как Украина от таких стран как США, — заявил этот демократ из Иллинойса репортерам на прошлой неделе во время перерыва в слушаниях Хилл. — Это отпугивает все прочие страны, которые хотят сблизиться с Соединенными Штатами».
С самых первых минут своего транслировавшегося по телевидению выступления Хилл четко заявила, что инсинуации некоторых законодателей по поводу Украины, которая с 2014 года отражает военные удары России, не только подкрепляют ложные заявления о том, будто Москва не вмешивалась в выборы 2016 года, но и помогают ей сделать это снова. «Российские спецслужбы и их доверенные лица и ставленники готовятся повторить свое вмешательство в 2020 году, — предупредила она. — А у нас уже не остается времени, чтобы остановить их».
За шесть недель до ее показаний Майкл Макфол, работавший с 2012 по 2014 годы послом США в Москве, также сделал прогноз о том, что попытки поддержать конспирологическую теорию Трампа и Джулиани выгодны России. «Украина окажется в центре внимания во время выборов в 2020 году, — сказал он „Тайм". — Это значит, что Россия соскользнет с крючка».
С участием Аланы Абрамсон (Alana Abramson).