Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия: утвержденный Думой проект бюджета (Ośrodek Studiów Wschodnich, Польша)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Издание комментирует российский бюджет на ближайшие три года. Бюджет исходит из оптимистических прогнозов: российское руководство надеется, что несмотря на замедление мировой экономики в России удастся оживить внутренний спрос. Но могут и возникнуть проблемы с реализацией документа, считает автор.

21 ноября российская Государственная Дума приняла бюджет на 2020-2022 годы. Документ ждет подписания президентом. Расчеты основаны на том, что рост ВВП в ближайшие три года значительно превысит показатели 2019 года. Средний курс доллара, как планируется, составит в 2020 году 65,7 рубля. Также бюджет предполагает, что цена барреля нефти марки «Юралс» опустится ниже отметки в 60 долларов. Таким образом она все равно окажется выше цены, закрепленной в бюджетном правиле, согласно которому в бюджет поступают только нефтегазовые доходы от продажи нефти по цене ниже 42,4 доллара за баррель, а излишки, возникающие, если сырье стоит дороже, направляются в Фонд национального благосостояния. В 2020 году его размер может дойти до 10% ВВП (в ноябре 2019 года это показатель составлял 7,3% ВВП), то есть 170 миллиардов долларов, что позволит инвестировать часть его средств в масштабные инфраструктурные проекты.

Несмотря на ожидаемое снижение нефтяных котировок, бюджетные доходы будут расти, в том числе благодаря повышению ставки НДС. Темп роста расходов превысит темп роста доходов благодаря тому, что в ближайшие годы будет сокращен бюджетный профицит.

В 2020-2022 годах дополнительные средства планируется направить в первую очередь на так называемые национальные проекты (расходы на них увеличат на 10%), имеющие преимущественно социальный характер. Их цель состоит в том, чтобы модернизировать российскую экономику и повысить уровень жизни граждан. Заметнее всего вырастут расходы на здравоохранение (примерно на 50% до 0,9% ВВП) и образование (на 30%). При этом в 2020 году планируется снизить расходы на оборону (примерно на 3%, то есть 100 миллиардов рублей, при этом в следующие два года они снова вырастут). Увеличатся расходы на внутреннюю безопасность и на социальную политику (в 2021-2022 они начнут снижаться в связи с повышением пенсионного возраста). В целом на три эти позиции приходится более 50% федерального бюджета. В 2020 году увеличится также его секретная часть: на нее будет приходиться уже не 17%, а 20% от общих расходов. Эти средства направляются в основном на оборону и внутреннюю безопасность.

Комментарий

Приоритетом в ближайшие три года, как и в предыдущий период, станут расходы на социальную политику, национальную оборону и внутреннюю безопасность. Увеличение трат на социальную сферу призвано предотвратить ухудшение общественных настроений. После кризиса 2014 года Кремль наращивал объем бюджетных резервов на случай ужесточения американских санкций и экономического спада. В итоге реальные доходы граждан начали снижаться, а количество россиян, живущих за чертов бедности (то есть меньше, чем на 165 долларов в месяц), увеличилось. Сейчас их более 21 миллиона человек, то есть 14% всего населения. Половина работающих граждан получают меньше 520 долларов в месяц, при этом в этой статистике не учитываются мелкие предприниматели и самозанятые, получающие еще меньше.

Бюджет на 2020-2022 годы не гарантирует, что эту тенденцию удастся переломить (на 2020 год в том числе не запланировано индексации пенсий для работающих пенсионеров). Значительный рост федеральных расходов на систему здравоохранения из-за масштаба ее недоинвестирования также не изменит ситуацию кардинальным образом. В целом расходы на здравоохранение (вместе с региональными расходами) составят 2,9% от ВВП. В европейских странах на эту сферу тратится больше: в Польше — более 5% от ВВП, в Великобритании — 7%.

Следует отметить, что принятый Думой документ не в полной мере отражает состояние государственных финансов в 2020-2022 годах: речь идет о федеральном бюджете, который лишь в незначительной степени учитывает региональные. Более того, в России как минимум дважды в год принимаются поправки, при помощи которых бюджет адаптируется к фактической ситуации на рынке. Часть неиспользованных средств переходит на следующий год. В зависимости от возникающих потребностей правительство может также пользоваться Фондом национального благосостояния и помогать экономике при помощи находящихся в нем средств.

Бюджет на 2020-2022 годы основан на довольно оптимистических прогнозах, хотя российские и международные эксперты считают, что в ближайшие три года рост российского ВВП не превысит 1-3%. Правительство РФ предполагает, однако, что несмотря на прогнозируемый спад в мировой экономике, оно, в том числе пользуясь накопленными резервами, сможет оживить внутренний спрос и добиться экономического роста благодаря государственным инвестициям.

Главной проблемой, связанной с исполнением бюджета, может стать неэффективность использования государственных средств. В последние три года объем неисполненных расходов увеличился в три раза (в 2019 году он составил триллион рублей, то есть более 5% расходов). Как российские чиновники, так и частный бизнес боятся принимать решения и пользоваться государственными средствами из-за нескольких системных факторов: нестабильности, расплывчатости законов, централизации, непрозрачности процессов принятия решений, а также имеющей политическую подоплеку борьбы с коррупцией (эта борьба превращается в постоянный элемент противостояния внутри властных элит и ведется в том числе с привлечением силовых структур).