«Русские идут!» Хотя до конца года остается еще месяц, уже можно сказать, что в 2019 году этот сигнал тревоги звучал чаще, чем в прошлом.
Всякий раз, когда к воздушному пространству Дании приближается иностранный военный самолет, с аэродрома Скрюдструп в воздух взмывают два датских истребителя F-16.
То же самое относится и к Эстонии, Латвии и Литве. Здесь датские истребители, дислоцированные на литовской базе Шяуляй, участвуют в миссии НАТО по патрулированию воздушного пространства под названием «Балтийская воздушная полиция».
В общей сложности количество национальных вылетов и вылетов в рамках миссий НАТО в районе Балтийского моря выросло на 25%.
«Тот факт, что наше присутствие требуется в таком объеме, вызывает тревогу», — считает министр обороны Трине Брамсен из Социал-демократической партии. В четверг она посетила датскую миссию в Литве.
Вооруженные самолеты на страже воздушного пространства
Задача миссии — продемонстрировать иностранным державам, что за воздушным пространством ведется пристальное наблюдение. Но играют свою роль и соображения безопасности. Российские военные самолеты не придерживаются официальных маршрутов полета и угрожают плотному пассажиропотоку в регионе. Кроме того, рядом летают и российские самолеты-шпионы, напичканные электронным оборудованием.
«Это вовсе не значит, что Россия готовится к атаке. Ведется некая игра, ведь между НАТО и Россией в настоящее время возникли противоречия, — объясняет Карстен Марруп (Karsten Marrup), глава центра воздушных операций при Академии вооруженных сил. — Все делается в высшей степени профессионально, воздушное пространство нарушается кране редко. Но гражданские диспетчеры не видят боевые самолеты на своих радарах, поэтому безопасности ради приходится взлетать — посмотреть, что происходит».
Военных самолетов в небе над Европой стало больше
Возросшая активность в воздушном пространстве связана еще и с тем, что Россия сократила масштабы своей операции в Сирии, считает он. Это привело к тому, что военных самолетов в небе над Европой стало больше. Наряду с этим Россия проводит широкую модернизацию своих военно-воздушных сил.
«В 2019 году наблюдался рост активности российских ВВС. Отчасти это связано с тем, что в этом районе прошел ряд военных учений с последующей активностью в акватории Балтийского моря», — сообщил пресс-секретарь НАТО.
Вооружение становится всё тяжелее
Воздух наполняется ревом реактивных двигателей. Истребитель F-16 разгоняется по взлетно-посадочной полосе, и ракеты на его сером крыле качаются в такт движения.
Вооружение — символ игры, развернувшейся между НАТО и Россией. Обычно для защиты воздушного пространства от непрошеных гостей хватает двух ракет.
Прямой приказ велит Дании предоставить Балтийской воздушной полиции свои сильнейшие машины.
«Как летчик могу предположить, что в рамках стратегической коммуникации мы хотим показать россиянам, что летаем с лучшей конфигурацией», — говорит подполковник Томас Баунсгор (Thomas Baunsgaard), пилот F-16 и командующий датскими силами в Литве.
Четыре датских истребителя и 60 военнослужащих участвуют в миссии НАТО с сентября. На этот раз работы выдалось больше, чем обычно. По словам представителей НАТО, с момента прибытия «воздушная полиция» перехватывает незваных гостей в среднем раз в три дня.
До конца 2019 остается еще месяц, а сигналов тревоги поступило уже на 50 больше, чем за весь прошлый год. В последний раз в облаках встречались с истребителем Су-27УБ.
Сигналы тревоги участились и в Дании
То же самое происходит и в Дании, где по состоянию на конец ноября состоялось 47 перехватов, а в прошлом году — всего 38.
«Тем самым они хотят нам показать, что они — великая держава с крупным военным потенциалом», — заявляет Карстен Марруп из Академии вооруженных сил.
«Это демонстрация, кто на что способен, — говорит Трине Брамсен. — Когда это делают русские, мы, НАТО, отвечаем, чтобы дать понять, что следим за их действиями. Особенно важно знать, на что способен противник и какой урон он может нанести».
Для этой же цели на датские самолеты из Балтийской воздушной полиции установлен высокотехнологичные прицельно-навигационные системы.
«Благодаря этому мы можем идентифицировать самолеты немного иным методом, чем обычно», — объясняет командующий Томас Баунсгор.
Датские силы F-16 должны вернуться домой из Литвы в конце года.