9 декабря в Париже должна состояться первая за три года встреча «Нормандской четверки».
Появление нормандского формата
Первая встреча лидеров Франции, Германии, Украины и России (Франсуа Олланда, Ангелы Меркель, Петра Порошенко и Владимира Путина), положившая начало нормандскому формату урегулирования конфликта на Донбассе, состоялась по инициативе Олланда 6 июня 2014 года, в день 70-летия высадки союзных войск в Европе в ходе Второй мировой войны. Встреча проходила во французской коммуне Бенувиль, в Нормандии — отсюда и название формата.
«Нормандская четверка» на высшем уровне собиралась четыре раза: в октябре 2014 года в Милане (обсуждался закон об «особом статусе» Донбасса), в феврале 2015-го в Минске (был разработан и подписан Комплекс мер по реализации Минских соглашений), в октябре 2015-го в Париже (было принято решение об отведении вооружений калибром менее 100 мм от линии соприкосновения) и октябре 2016-го в Берлине (согласовано разведение сил и средств на трех участках фронта: в Станице Луганской, Золотом и Петровском).
С 2016 года «Нормандская четверка» вела переговоры только в телефонном режиме.
Реанимация нормандского формата
Весной 2019-го, после победы Владимира Зеленского на выборах президента Украины, Киев неоднократно заявлял о намерении возобновить переговоры об урегулировании конфликта на Донбассе в нормандском формате.
Так, 3 мая тогдашний советник Зеленского, который впоследствии стал секретарем СНБО Украины, Александр Данилюк назвал активизацию нормандского формата «ключевым приоритетом» для нового главы государства. «Для нас важно не скорое проведение встречи, а наполнение ее смыслом. Это важный шаг. Избиратели ожидают, чтобы мы по чуть-чуть начали решать вопрос войны на востоке Украины», — говорил он.
К середине лета Киев и Москва сформулировали встречные условия для проведения встречи «Нормандской четверки». Кремль требовал завершить разведение сил на трех участках фронта, о котором «четверка» договорилась еще в 2016 году, и официально утвердить так называемую формулу Штайнмайера о проведении выборов на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей.
Владимир Зеленский условиями для встречи в нормандском формате называл «освобождение наших пленных, возвращение украинских моряков, обязательное прекращение огня и разведение войск».
Подготовка к пятому саммиту
К началу ноября большинство предварительных условий были выполнены и Россией, и Украиной:
2 сентября политические советники согласовали текст «формулы Штайнмайера», и 1 октября подпись под этим документом поставил представитель Украины в трехсторонней контактной группе, второй президент Леонид Кучма. Документ предполагает, что так называемый закон об особом статусе Донбасса временно начнет действовать в день проведения выборов в оккупированных районах и окончательно вступит в силу только после заключения ОБСЕ, что выборы соответствовали украинскому законодательству и международным стандартам;
7 сентября Украина и Россия провели обмен удерживаемыми лицами по формуле «35 на 35». В Украину вернулись 24 члена экипажей захваченных возле Керченского пролива кораблей Военно-морских сил Украины, а также Олег Сенцов, Александр Кольченко, Владимир Балух, Роман Сущенко, Николай Карпюк, Станислав Клих, Павел Гриб, Евгений Панов, Артур Панов, Эдем Бекиров и Алексей Сизонович. Киев передал России подозреваемых в государственной измене, сепаратизме и терроризме, в частности возможного свидетеля в деле о крушении рейса MH17 Владимира Цемаха и главреда «РИА Новости Украина» Кирилла Вышинского. 18 ноября российские власти вернули Украине и захваченные катера «Бердянск», «Никополь» и буксир «Яны Капу», оставив себе розетки, плафоны и унитазы;
с июня по ноябрь продолжалось разведение сил и средств на трех участках: в Станице Луганской (завершилось 30 июня), в Золотом (завершилось 1 ноября) и Петровском (завершилось 11 ноября).
Что будет обсуждать «Нормандская четверка»?
Согласованная повестка дня предстоящих переговоров встречи не публиковалась — о предполагаемых темах для обсуждения можно судить только по заявлениям украинских и российских политиков. На основании их выступлений с апреля по декабрь 2019 года «ГОРДОН» составил приблизительную повестку встречи «Нормандской четверки».
Итак, Украина собирается договориться:
- об обмене удерживаемыми лицами по формуле «всех на всех»;
- о разведении сил и средств по всей линии соприкосновения на Донбассе;
- о «формуле Штайнмайера», то есть проведении местных выборов на оккупированных территориях и сроках вывода «всех войск» с Донбасса до проведения голосования;
- о содержании нового закона «Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (так называемый закон «об особом статусе» Донбасса);
- об амнистии для сепаратистов;
- о миротворческой миссии на границе Украины и России.
Кроме того, президент Владимир Зеленский говорил, что в Париже намерен:
- обсудить все пункты Минских соглашений (в частности, порядок их выполнения);
- поднять вопрос о заключении нового контракта на транзит российского газа в Европу через территорию Украины (в Кремле не исключают, что этот вопрос может обсуждаться на личной встрече Путина и Зеленского, которая, возможно, состоится в Париже);
- попытаться поставить на обсуждение вопрос возвращения Крыма (пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков категорически отверг такую возможность).
Спикер украинского парламента Дмитрий Разумков подчеркивал, что вести переговоры с боевиками бессмысленно, так как они «полностью управляются Кремлем».
Чего ждать от саммита?
Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко в интервью «BBC News Україна», которое было опубликовано 14 ноября, заявлял, что по итогам встречи должно быть принято короткое коммюнике (его примерный текст уже подготовлен и согласован).
«Если нам удастся массовый обмен до встречи — там будет записано, что лидеры приветствуют обмен и уполномочивают свои органы завершить обмен „всех на всех". Там также будет записано, что стороны требуют открыть доступ к территориям так называемых „ЛДНР" для гуманитарных международных организаций, таких как Красный Крест», — говорил он.
В интервью «РБК-Украина» 18 ноября министр отмечал, что в коммюнике могут внести правки, «если в ходе разговора лидеров будет достигнут какой-то прорыв». «Например, все четыре лидера придут к тому, что надо заканчивать с войной и есть три-четыре шага, которые надо сделать. Это идеальный сценарий, но сейчас наши ожидания основаны на минимально возможном варианте», — сказал Пристайко.
Президент Владимир Зеленский ждет от переговоров «нормальный результат».
«Ожидаю, что европейские страны будут поддерживать украинскую позицию… Также ожидаю, что [следующие] встречи нормандского формата будут не через три года, а очень часто, пока мы не решим все вопросы, связанные с возвращением наших территорий и прекращением войны», — сказал глава государства.
Леонид Кучма в комментарии агентству Associated Press выразил опасение, что лидеры Франции и Германии «будут подталкивать Украину к компромиссу с Россией». При этом Вадим Пристайко заверил, что украинская сторона «не собирается сдавать территории и сообщила россиянам о своих красных линиях».
«Мы не позволим, чтобы Россия зафиксировала свое господство на частях украинской территории, например, как это произошло в Молдове с Приднестровьем. Мы хотим вернуть наших граждан. И если это невозможно, нам нужно будет прибегнуть к другим средствам, о которых сейчас говорить еще рано», — заявлял Пристайко.
О недопустимости замораживания конфликта говорил и президент Зеленский: «Я бы очень не хотел, чтобы у нас было Приднестровье или Абхазия. Я очень этого не хочу, но не могу гарантировать на 100%, что этого не произойдет». Если переговоры в Париже провалятся, Украина воспользуется планом Б, подчеркнул Зеленский. В чем заключается этот план, президент Украины не уточнил.