Вслед за «соглашением о разграничении морских пространств», подписанным между Турцией и Ливией, в Восточном Средиземноморье открылась новая страница. Греция, Южный Кипр, Израиль и страны Персидского залива, желающие сорвать соглашение, начали открыто поддерживать силы путчиста Хафтара (Hafter), которые пытаются свергнуть легитимное правительство в Ливии.
Вопросы о том, как будут развиваться события в Ливии и могут ли участиться попытки подорвать легитимность правительства в Триполи, после заключенного соглашения стали еще важнее. Эксперты, обращающие внимание на усиление поддержки Хафтара для свержения легитимного правительства в Ливии, отмечают: «Чтобы перечеркнуть это соглашение, будут предприниматься попытки привлечь такие организации, как ЕС, НАТО и ООН».
В Ливии, где после свержения Каддафи в 2011 году долгое время сохраняется нестабильность, наступил переломный период.
Всем известно, что соглашение о «разграничении морских пространств», подписанное Турцией и Ливией, перевернуло вверх дном и многие планы, связанные с запасами энергоресурсов в регионе.
Силы путчиста Хафтара, которые пытаются свергнуть легитимное ливийское правительство в Триполи, долгое время открыто поддерживались такими странами, как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет и Россия.
«Если обратить внимание на первую реакцию в регионе после подписания соглашения, то по сути речь идет об изрыгании страшной ненависти», — отмечает Бозбаш. Эксперт обратил внимание на шаги, которые может попытаться сделать Греция, чтобы сорвать соглашение: «То, что базирующееся в Триполи ливийское правительство, признанное международным сообществом, заключило такое соглашение, это не противоречит нормам международного права. При этом реакцию Греции следует рассматривать как самое простое, что может быть. Очевидно, что после заключения этого соглашения против правительства в Триполи будут предприниматься очень серьезные шаги как на поле боя, так и на международной арене. На поле боя его будут пытаться всячески ослабить, поддерживая Хафтара, а на международной арене — привлечь такие организации, как ЕС, НАТО и ООН, чтобы аннулировать заключенное соглашение».
Обстановка в Ливии обострится
Восточное Средиземноморье возникло на мировой повестке дня в 2010 году в связи с информацией о энергоресурсах этого региона, подчеркивает Бозбаш. «С этого времени в регионе постоянно меняется баланс сил, — продолжает он. — В процессе изменений, происходивших в регионе на фоне арабской весны, на первом этапе многое складывалось в пользу Турции. Но прежде всего переворот в Египте, усиление такой организации, как ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.), а также расширение Хафтаром контролируемых территорий в ходе гражданской войны в Ливии в определенный момент обернулись против Турции. В этой связи Турция, заключив данное соглашение, сделала шаг в направлении восстановления регионального баланса в свою пользу. Эта ситуация может также раскалить конфликтную обстановку в Ливии. Ведь все остальные национальные и международные игроки, настроенные против Турции в регионе, будут ужесточать свою позицию в отношении правительства в Триполи, которое подписало такое соглашение с Турцией».
От Египта может последовать ответный ход
Египет в ответ на это соглашение может сделать новый ход, обратил внимание Бозбаш. «В то время как Турция и Ливия с помощью достигнутого соглашения оформляют свои исключительные экономические зоны, другие страны на самом деле начали делать это много лет назад в обход Турции, — отметил эксперт. — Соглашения аналогично тому, что мы подписали с Ливией, греческие власти Южного Кипра, Египет и Израиль заключили еще в начале 2000-х годов. И, разделив Восточно-Средиземноморский бассейн на 13 участков, начали газопоисковые работы в регионе, несмотря на все наше сопротивление. При этом наше соглашение с Ливией оформляет западную границу зоны, определенной договоренностями этих трех государств. Больше всего от этой ситуации пострадает Египет. Ведь Ливия выходит на передний план как главный вариант для Египта в плане маршрута транзита обнаруженного газа. Следующим важнейшим ходом Египта в ответ на этот шаг Турции может стать новое похожее соглашение с греческими властями Южного Кипра».