После Второй мировой войны примерно 60 тысяч японских военнослужащих было отправлено в сибирские лагеря. В этом году, спустя 60 лет, исправили личное дело подполковника японских сухопутных сил, который был обвинен в шпионской деятельности против СССР и расстрелян в Сибири в 34-летнем возрасте.
В уведомлении, отправленном Россией Японии сразу же после распада СССР, помимо правильной причины смерти, также говорится, что японский подполковник невиновен, в связи с чем его репутация восстановлена. 8 декабря исполнилась 72 годовщина начала военных действий в тихоокеанском регионе. Какие чувства испытывала семья, требовавшая исправить официальные документы?
Изменения были внесены в личное дело Мотомэ Ямагата (Motome Yamagata), который родился в Токио и служил в штабе Квантунской армии в Харбине. Он вел информационную войну против СССР в Манчжурии и на глазах семьи был взят в плен советскими войсками в сентябре 1945 года. После этого от него не было никаких вестей. В 1959 году администрация Токио выдала уведомление о смерти, сообщив, что 1 июля 1946 года Ямагата умер по причине заболевания в Ворошилове (сейчас Уссурийск), и его дело было закрыто.
Информации о сибирском заключении крайне мало. И в случае с Ямагата это были не более чем догадки японских властей. Старший сын, профессор Педагогического университета Дзёэцу Тадааки Ямагата (Tadaaki Yamagata) пытался разузнать о судьбе отца и после того, как было получено уведомление о смерти.
Тем не менее правду он узнал только в 1992 году, когда его вызвали в посольство России в Японии. Смертный приговор отцу вынес советский военный трибунал, и его казнили во Владивостоке 16 октября 1946 года. В документах, выданных военным прокурором (справке о восстановлении репутации), также говорилось: «Было ошибкой судить обвиняемого по советским законам за преступления, совершенные вне СССР. Репутация обвиняемого была восстановлена». В то время Россия восстанавливала репутацию людей, репрессированных в советское время.
Тадааки скрывал от окружающих, что отец был военным. Дело в том, что после окончания войны военачальников обвиняли в развязывании боевых действий, и иногда их семьи также подвергались обструкции на работе или в школе.
Тем не менее сработало желание зафиксировать в официальных документах правду об отце и донести ее до окружающих. «Может быть, я упустил из вида тот факт, что отец умер насильственной смертью», — думал Тадааки.
В мае этого года, когда наступила эра Рэйва, он представил в администрацию Токио справку о восстановлении репутации. В июне было выдано личное дело, в котором говорилось о смерти при исполнении с указанием даты расстрела и невиновности Мотомэ Ямагата.
По информации Министерства здравоохранения, труда и благосостояния Японии, в личные дела военнослужащих изменения вносятся крайне редко. Такое происходило только сразу же после окончания Второй мировой войны. По словам представителя министерства, это первый случай за последние 20 с лишним лет. «Необходимо точно фиксировать данные о последних днях всех погибших. Это будет служить напоминаем об ужасах войны», — отмечает Тадааки.
Кроме того, в СССР смертный приговор был вынесен Цутому Ямасита (Tsutomu Yamashita) из города Тахара, Кинто Итикава (Kinto Ichikawa) из префектуры Сидзуока и Ацуси Мурасава (Atsushi Murasawa) из префектуры Исикава, которые также служили в секретных войсках. Семья Ямасита тоже подала заявку на внесение изменений в личное дело, как это сделали родственники Ямагата.
Сибирское заключение:
После окончания военных действий в тихоокеанском регионе СССР взял в плен и отправил в Сибирь японских военных и гражданских людей, где они были вынуждены заниматься тяжелым трудом. Предполагается, что из-за суровых климатических условий, голода и тяжелого труда умерло около 60 тысяч человек. В 1990-е годы выяснилось, что СССР приговорил к расстрелу Мотомэ Ямагата и еще около десяти человек, которые служили в секретных войсках.
В 2017 году профессор Университета Сэйкэй Такэси Томита (Takeshi Tomita) обнаружил советские секретные документы, в соответствии с которыми смертный приговор был вынесен 114 японцам.