Как сообщают СМИ, спецпредставитель президента России Владимира Путина в Сирии Александр Лаврентьев и замминистра иностранных дел Сергей Вершинин недавно совершили визит в Дамаск, где встречались с президентом Башаром Асадом.
В сообщении о визите МИД России говорится, что стороны обсудили «необходимость восстановления территориальной целостности и единства Сирии с учетом интересов всех этнических и религиозных групп», подчеркнув при этом важность дальнейших усилий по борьбе с терроризмом.
Тройка обсудила также вопросы гуманитарной помощи, прогресса в разработке новой конституции и другие темы.
Важно отметить, что в тот же день командующий российскими силами в Сирии генерал-лейтенант Александр Чайко встретился с главой возглавляемых курдами «Сирийских демократических сил» (СДС) Мазлумом Кобани. Позже Кобани написал в Твиттере на русском языке, что обе стороны достигли «высокого уровня понимания» и договорились о размещении российских сил в городах Амуда, Тель-Тамер и Айн-Исса на северо-востоке Сирии. «Мы ожидаем, что наше сотрудничество приведет к стабилизации и миру в нашей стране», — добавил Кобани.
Встреча руководителей российских и курдских сил состоялась на следующий день после того, как во время патрулирования в сирийской провинции Алеппо, недалеко от границы с Турцией, была атакована российская машина военной полиции. Трое офицеров получили ранения от взрыва самодельной бомбы, как указано в пресс-релизе Минобороны России.
Атака подтверждает опасения России, что ее силы могут подвергаться нападениям вооруженных отрядов различных групп в неспокойном районе, куда они вошли после октябрьского соглашения по северной Сирии, заключенного между российским президентом Владимиром Путиным и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
48-летний Чайко был назначен командующим российскими силами в Сирии в сентябре. Его предшественник, генерал-полковник Андрей Сердюков служил в этом качестве предыдущие шесть месяцев.
Основной задачей Чайко в Сирии было содействие выполнению российско-турецких соглашений о совместном патрулировании в зоне деэскалации Идлиба. В результате стремительного подъема по служебной лестнице он был назначен заместителем начальника генштаба российских Вооруженных сил.
Сейчас Чайко поручено осуществлять аналогичные российско-турецкие соглашения в северо-восточной Сирии, в частности, в районе вторжения Турции в зону действия курдских боевиков, близких к «Сирийскому демократическому фронту».
По мнению российских аналитиков, перед Чайко поставлены не столько военные задачи, сколько политические и дипломатические, ибо в ходе предыдущей деятельности он показал себя человеком, который успешно решает задачи гуманитарного и экономического характера в Сирии.
С нашей точки зрения, эти сообщения могут говорить о том, что Россия выясняет возможность обеспечить реконструкцию Сирии своими силами, а точнее, совместными силами с Ираном и Турцией. Если их военный союз продержался почти четыре года, а это уже больше, чем союз с западными державами во время Второй мировой войны, то вполне вероятно распространение этого опыта и на экономическое сотрудничество. Тем более, что двустороннее экономическое сотрудничество России с Турцией и Ираном развивается успешно, а другие страны, за исключением Китая, явно не стремятся инвестировать средства в сирийский режим.
По мнению западных аналитиков, Россия сама не в состоянии добиться восстановления Сирии, но, может быть, совместными действиями новому блоку удастся добиться успеха. В конце концов, их военную победу тоже никто не прогнозировал. Сами по себе экономики этих стран переживают кризис разной степени тяжести. Но иногда военная экспансия приносит экономические выгоды. Хотя российский опыт в Афганистане и недавние события в Ливане и в Ираке вроде бы опровергают эти соображения.
Однако стоит вспомнить Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) стран соцлагеря, который действовал наряду с Варшавским договором. Россия уже давно пытается создать нечто подобное, но пока все попытки были безрезультатны. Евразийский экономический союз без Украины утратил половину привлекательности. ШОС и БРИКС остаются на уровне деклараций.
Мощь ЕС поддерживается в немалой степени силой НАТО. Могущество Китая, о чем иногда забывают, основано на мощи военно-промышленных концернов. Может быть, Россия задумала очередной ассиметричный ответ Западу в виде экономического блока стран, находящихся под санкциями.