Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ilta-Sanomat (Финляндия): создатель этикетки для финского пива «Карелия», разозлившей советского посла, скончался в Австрии

«Вернем Карелию, бутылка за бутылкой»

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На пивном рынке Финляндии пиво «Карьяла» довольно долго не пользовалось особым спросом. Ситуация изменилась после того, как советский посол высказал недовольство этикеткой этого пива. В статье рассказывается, почему оно стало самым популярным у финнов, и что именно изображено на этикетке.

Большинство финнов знают, как выглядит этикетка финского пива «Карьяла» (Karjala — «Карелия», фин.). Однако имя дизайнера Альфонса Эдера (Alfons Eder) знакомо далеко не всем.

19 декабря газета «Хельсингин саномат» опубликовала некролог Альфонса Эдера, который написала его супруга Райя Эдер (Raija Eder).

Альфонс Эдер, родившийся 29 ноября 1927 года в австрийской коммуне Уттендорф и переехавший в Финляндию в 1952 году, оформил большое количество книжных обложек и театральных афиш.

Самой известной его работой стала этикетка пива «Карьяла», которая в 1968 году спровоцировала скандал во внешней политике. Это было время действия советско-финского Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

До того, как этикеткой пива «Карьяла» занялся Альфонс Эдер, бутылку кротко украшали ячменные колосья. В результате работы Эдера на пивной этикетке появился герб финской Карелии с противостоящими друг другу западным прямым мечом и восточным изогнутым мечом, саблей.

Изначально производителем пива «Карьяла» была компания «Сортавалан панимо» (Sortavalan Panimo — «Сортавальская пивоварня»). Производство «Карьяла» началось в сортавальской пивоварне в 1932 году и закончилось в 1944 году, когда город Сортавала был передан в соответствии с мирным договором Советскому Союзу. Производство пива было возобновлено в 1948 году, когда компания «Лаппеенранта и Лауритсала» (Lappeenranta ja Lauritsala) сменили название пива «Пёютяолут» (Pöytäolut, «Столовое пиво») на «Карьяла». Позже пивоварню купила крупная компания «Хартвалл» (Hartwall), и пиво «Карьяла» стали продавать на территории всей южной Финляндии.

В апреле того же года Финляндия и Советский Союз заключили Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Сначала продажи «Карьяла» шли не очень успешно, и название пива планировали заменить на «Калева» (Kaleva).

В апреле 1968 года ситуация молниеносно изменилась. Посол Советского Союза в Финляндии Андрей Ковалев был приглашен на встречу Общества Паасикиви в город Лаппеенранта. (Юхо Кусти Паасикиви, Juho Kusti Paasikivi — седьмой президент Финляндии, прим. перев.)

В своей речи Ковалев высказал недовольство тем, что финскую гражданскую войну называли в Финляндии победой Маннергейма и немцев над Советской Россией. Он был недоволен не только этим. Ковалеву также не нравилась этикетка пива «Карьяла».

Посол Ковалев заявил, что этикетка вызывает «неправильные мысли», потому что является отголоском того времени, когда «ситуация была другой». Он отметил, что «маленькие детали формируют большую картину».

Ранее газета «Хельсингин саномат» взяла интервью у профессора Кауко Пиринена (Kauko Pirinen), который напомнил о том, что герб финской Карелии, появившийся еще в XVI веке, изображен не только на пивных этикетках. «Хельсингин саномат» приводит в качестве примера герб губернии Северная Карелия, четыре подразделения Сил обороны Финляндии и многочисленные гражданские организации.

Рука, держащая прямой западный меч, находится на гербе и на этикетке слева, то есть на западе. Изогнутая сабля бьет с востока. Цвета герба — черный, красный и геральдическое золото.

После выступления Андрея Ковалева в СМИ начался большой скандал, который по масштабу можно было сравнить с нынешними скандалами в соцсетях. И это несмотря на примитивность средств передачи информации: интернета еще не было, не говоря о Твиттере и Фейсбуке.

Время мемов тогда еще не наступило, но появилась поговорка «вернем Карелию, бутылка за бутылкой» (Karjala takaisin, vaikka pullo kerrallaan), что увеличило популярность пива среди финнов, употребляющих алкоголь. Масла в огонь подлил и рисунок карикатуриста Кари Суомалайнена (Kari Suomalainen) для «Хельсингин саномат», на котором посол держал в руке кружку с пенным.

Когда с первого января 1969 года пиво средней крепости стали продавать в продовольственных магазинах, продажи от пива «Карьяла» на пивном рынке Финляндии стремительно достигли 30% — пиво «Карьяла» стало самым популярным в стране.

Андрей Ковалев был послом Советского Союза в Финляндии с 1965 по 1970 год.

В 1970-е годы Альфонс Эдер вместе с семьей переехал в Австрию, открыл агентство графического дизайна и работал художником. Летний отпуск он любил проводить в провинции Центральная Финляндия.

Позже пиво «Карьяла» утратило свои позиции, хотя и сейчас является одной из крупнейших финских пивных марок. Дизайн этикетки остался прежним.