«Во всем виновата зима, мы стали жертвой климата», — именно эти слова написал Наполеон Бонапарт в письме жене, объясняя причину поражения своей армии в войне с Россией. Историки даже придумали мифического генерала Мороза, секретное оружие русских с ледяной броней.
Но прошло двести лет, и кажется, что генерал Мороз растаял. Последние две недели температура воздуха в Москве превышает +40С, а сегодня ожидается, что столбик термометра достигнет +70С. Мы переживаем самую настоящую температурную аномалию, ведь обычно температура в Москве в декабре колеблется на отметке —60С.
Владимир Путин всегда избегал дискуссий о влиянии деятельности человека на глобальное потепление. Однако в этом году потепление отрицательно сказалось на одном из главных символов России — снеге. Москвичи всегда восхищались потрясающим снегом, словно сахар покрывающим купола, а также лютым холодом, которым окутывает город суровая русская зима. Но в этом году все иначе: Москва скорее напоминает дождливый Брайтон.
Отнюдь не первый год лед в Москве заменяют глубокие лужи, достаточно лишь обратиться к историческим источникам. Еще в 1964 году финский метеоролог профессор Анджерво провел исследование, взяв за основу показания термометра в Санкт-Петербурге, Киеве и Варшаве. Исследование показало, что в период вывода французских войск с октября по ноябрь 1812 года климат в России был довольно умеренным: 1-7 градусов. Однако специализирующиеся на Наполеоновской эпохе историки раскритиковали это исследование, выставляющее Наполеона мерзляком, любившим преувеличить.
Многие растения зацветают вновь, решив, что на дворе уже весна: но цветы вымерзнут, а потому в апреле их можно не ждать. Одна только мысль о таких климатических изменениях вызывает страх, ведь раньше ничего подобного не случалось. В последний раз декабрь был таким теплым в 1886 году. Потепление настигло нас слишком рано. Для Наполеона же оно, наоборот, случилось слишком поздно.