Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Sasapost (Египет): познакомьтесь с мусульманским ученым, который объявил Землю круглой задолго до Европы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Арабский мир называет Захарию аль-Казвини «средневековым Геродотом» и «арабским Птолемеем». Его вклад в различные научные направления невозможно переоценить, но, к сожалению, о нем мало кому известно. Аль-Казвини доказал, что Земля имеет форму шара задолго до европейцев, а его научные труды изобилуют мифическими и сказочными персонажами.

«Закария аль-Казвини по прозвищу "восточный Плиний" (1203-1283) — один из самых выдающихся арабских историков естествознания. Аль-Казвини подробно описывал специфику различных явлений, как делал после него Буффон». Так пишет Густав Лебон в книге «История арабской цивилизации».

Одни называют Закарию аль-Казвини «средневековым Геродотом», другие — «арабским Плинием». Его считают одной из самых выдающихся фигур XIII столетия, чье появление способствовало обогащению научного наследия арабов. Имад ад-Дин Абу Яхья Закария ибн Мухаммед ибн Махмуд аль-Казвини — один из самых выдающихся арабских ученых и историков средневековой эпохи. Какова история его жизни? Какой основной вклад он внес в развитие науки? Какие сочинения он оставил миру?

От иранского Каспия до Дамаска и Багдада

«Вначале задача арабского естествознания состояла лишь в том, чтобы объяснить труды Аристотеля, но вскоре арабы решили учиться у природы, а не по книгам. Это привело к тому, что арабы написали множество интересных сочинений по зоологии, ботанике, минералогии, палеонтологии и так далее» (Густав Лебон, «История арабской цивилизации».

Закария аль-Казвини родился в 1208 году в городе Казвин, который находится между Рештом и Тегераном. Предки аль-Казвини были родом из Хиджаза, поэтому он считал себя потомком ансаров, а среди своих предков называл Анаса ибн Малика. Он провел детство в Казвине, а затем уехал в Дамаск, где попал под влияние известного мистика Мухиддина ибн Араби.

Аль-Казвини долгое время жил в Ираке, где занимал должность кади районов Васита и Хиллы (мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата — прим. ред.) во время правления последнего аббасидского халифа аль-Мустасима, а также работал в школе Шарабия до взятия Багдада монголами в 1258 году. Он прожил большую часть жизни в Багдаде и Дамаске и был свидетелем важных исторических событий, таких как: восстание монголов, взятие Багдада, битва при Айн-Джалуте и падение Севильи, которое привело к тому, что в руках арабов остался только Гранадский эмират.

Стоит отметить, что аль-Казвини проявлял интерес не только к преподавательской деятельности и судебной практике, но и к другим различным областям науки: географии, астрономии, естествознанию, паранормальным и мистическим явлениям, а также он питал страсть к природе и биологии. И хотя аль-Казвини изучал различные науки, его величайшие труды были посвящены метеорологии и астрономии.

Ученый-энциклопедист: вклад аль-Казвини в различные отрасли науки

Закария аль-Казвини — один из выдающихся деятелей в области астрономии и метеорологии. Он был первым, кто нашел способ определять время по звездам, а его теории заложили основу для метеорологии. Аль-Казвини первым заговорил о классификации звезд по спектру излучения, видимом движении планет и о том, как узнать время по звездам. Он предложил классификацию ветров и облаков и выдвинул гипотезу о том, как они образуются, а также о том, почему дождь выпадает в виде капель. Аль-Казвини посвятил первую часть своей книги «Чудеса сотворенного и диковинки существующего» астрономии и звёздам. В ней же он рассказал об арабском, римском и персидском календарях, а также о связанных с ними праздниками и событиями.

Кроме того, значительную часть своей книги он посвятил географии, в том числе климатическим поясам, слоям атмосферы, образованию облаков и дождя, появлению ветров. Он интересовался соотношением засушливых регионов и воды, тепловыми поясами и задавался вопросом почему в тропиках высокие температуры, а в полярных регионах сильный холод. Аль-Казвини подробно рассказал о горах, реках, морях и озерах, которые были известны в то время и причинах их возникновения с геологической точки зрения.

Аль-Казвини оставил свой след в геологии, а его идеи стали пользоваться популярностью среди западных ученых. Стоит отметить, что они оказали большое влияние на геолога Чарльза Лайеля, который упомянул аль-Казвини во введении к «Основам геологии» в 1830 году. Французский философ Гюстав Лебон также высоко оценил достижения аль-Казвини в области геологии, сказав: «Теория глобальной эволюции Земли, движения водных масс и трансформации земель набирает популярность в арабском мире благодаря книги по естествознанию аль-Казвини».

Вместе с тем не стоит забывать о большом вкладе аль-Казвини в историю, медицину и фармацевтику, химию, физику, естественные науки, психологию, ботанику, зоологию и живопись. Перевод его работ на европейские языки способствовал появлению астролябий в западных странах. Интересно, что бедуинские племена и кочевники полагаются на сочинения аль-Казвини, чтобы определить скорость ветра, дождь и смену времен года. Все эти знания помогают им в сельском хозяйстве и разведении овец.

Глобальное восприятие мира: «Чудеса сотворенного и диковинки существующего»

«Стремись к справедливости и однажды запиши все, что знаешь для всех людей, а не только для элиты. И объедини свои знания о жизни и Вселенной со своей религией, тогда Аллах благословит все то, что ты пишешь, сын мой. Слово останется после тебя, помни об этом» (часть завещания отца аль-Казвин).

Аль-Казвини много размышлял о детских поездках с отцом к портам на Каспийском море, которые очаровали молодого человека своим культурным разнообразием. Когда пришли монголы, семья аль-Казвини бежала в Багдад, и, несмотря на то, что он обладал знаниями, которые позволяли ему работать судьей, молодой аль-Казвини почувствовал непреодолимое желание написать книгу, которая опередит время.

Он попросил у отца разрешение на 10-летнюю поездку из Багдада до границ Китая, в ходе которой посетил Аравию, Левант и Египет. Так дух путешественника слился с миром. После возвращения в Багдад аль-Казвини работал кади, женился и оставался в Ираке на протяжении 15 лет, читая книги и узнавая о мире все больше. В то время арабо-исламская цивилизация достигла своего пика, что позволило аль-Казвини погружаться в сочинения Аристотеля, Птолемея, аль-Бируни, ибн Сины и аль-Фараби. Кроме того, аль-Казвини решил исследовать новые горизонты и узнать больше о Хорасане, Афганистане, Турции, Хорезме, Армении и Азербайджане.

Во время своего путешествия он увидел потрясающие чудеса на суше и в воде, разноцветные минералы, различные виды растений, животных, птиц и людей, что привело к публикации книги «Чудеса сотворенного и диковинки существующего», в которой аль-Казвини описал вселенную, созвездия, планеты и их движение и влияние на Землю, а также множество странных и паранормальных явлений.

«Чудеса сотворенного и диковинки существующего» — естественнонаучная и географическая энциклопедия, в которой содержится огромное количество информации, где одна часть основывается на личном опыте автора, а другая на знаниях различных народов и цивилизаций. Таким образом, можно сказать, что эта книга представляет собой сборник знаний человечества о природных явлениях и существах, известных во времена аль-Казвини, а также отражает взгляд на то, что человек знает о природе и на то, что скрыто от его глаз.

Книга разделена на введение и два раздела: небесный и земной миры. В первом разделе, посвященном небесному миру, рассказывается о небесных телах: Солнце, Луне, звездах, а также о небесных жителях — ангелах. Кроме того, в нем есть арабский и сирийский календари и связанные с ними праздники и события. Второй раздел посвящен Земле, природным явлениям и четырем элементам: огню, воздуху, воде и земле. Аль-Казвини описывает разделение Земли на семь материков, причины землетрясений, образования гор, появления рек, озер и морей.

Затем следует описание трех природных царств: минерального, растительного и животного. Кроме того, аль-Казвини пишет об еще одном царстве — человеческом, где рассказывает об особенностях характера, анатомии, органических веществах, а также о других созданиях, включая джиннов, огров и фениксов. В книге есть главы, посвященные Красному мору и взаимодействию воздуха и моря. Также есть главы, посвященные птицам, которых обучают, а затем используют на охоте. Аль-Казвини даже перечисляет некоторые виды птиц: турул, кобчик, сойка и ястреб.

В книге «Чудеса сотворенного и диковинки существующего» аль-Казвини выдвинул теорию о том, что Земля круглая, а не квадратная, цилиндрическая или плоская, как считали в то время, а доказательством послужил тот факт, что лунное затмение видно из разных стран, а это означает, что восход луны и закат солнца происходят в разное время в разных местах, о чем свидетельствует стих в Коране: «Он покрывает ночью день и покрывает днем ночь (сура аз-Зумар)».

По мнению аль-Казвини, Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток, а не находится в центре Вселенной, как считал Птолемей. Все живые существа находятся на ней благодаря силе притяжения и силе вращения. Тоже самое касается слоев Земли, паров, газов и минералов. Кроме того, он объяснил, почему ландшафт земли меняется каждые несколько тысяч лет.

В книге присутствует дух народных сказок с сильным религиозным окрасом, а также суры Корана, иллюстрации и притчи. Но вместе с тем, в ней сохраняется дух историка, который хотел обобщить знания своего времени, чтобы сохранить их для будущих поколений в нестабильное время, которое угрожало положить конец арабо-мусульманской цивилизации.

«Космография» аль-Казвини упростила понимание науки

Некоторые исследователи и ученые считают аль-Казвини величайшим космографом, чей вклад упростил восприятие науки для общественности. «Космография» аль-Казвини — выдающееся сочинение своего времени. Благодаря ему ученые часто сравнивают аль-Казвини с «отцом истории» Геродотом и Плинием Великим, написавшим энциклопедию природных и искусственных предметов и явлений.

Еще одно сочинение аль-Казвини пользуется большой популярностью — «Достопамятности стран и сообщения о рабах Аллаха», которое еще известно под названием «Чудеса стран». В географическом сочинении аль-Казвини подробно описывает разделение земли на семь материков, различные регионы, города, горы, острова, озера и реки. Вместе с тем в нем присутствуют некоторые исторические сводки, включая биографии известных людей того времени.

Книга включает в себя три части. Первая часть проливает свет на необходимость создания городов и деревень. Во второй части приводятся характеристики стран и описывается влияние окружающей среды на население, минералы, растения и животных. А в третьей части приводится описание различных земель, известных в то время. Кроме того, в книге есть информация о народах, переводы ученых, писателей и султанов, а также в ней присутствуют описания торнадо, летающего дракона, гейзеров и так далее.

Аль-Казвини поделился своими впечатлениями о Леванте и Ираке, а также о том, что он слышал, видел или читал в различных книгах, включая «Выдержки из новостей Андалусии» Ибн Хайяна аль-Куртуби и «Сокровища достоинств жителей полуострова» Ибн Бассама аш-Шантарини. Кроме того, он вставил в книгу выдержки из путевых заметок путешественников, среди которых путешествие Абу Далфа аль-Хазраджи в Китай и Индию. К слову, книга «Чудеса стран» была издана немецким востоковедом Фердинандом Вюстенфельдом во второй половине XIX века.

Все книги аль-Казвини снабжены не только астрономическими формулами и таблицами, но и небольшими рисунками, а в его в рукописях даже есть круглая карта мира. Аль-Казвини покинул этот мир в 1283 году, но он успел оставить бесценное научное наследие миру.