Новосибирск — Купол нового университетского здания возвышается над соснами и березами южно-сибирской тайги.
В здании под куполом, в коридоре факультета математики в креслах-мешках сидят молодые люди. Они слушают, как 20-летний студент Никита Прохошин с воодушевлением, практически стихами, рассказывает о том, что он изучает.
«Изучение математики можно сравнить с восхождением на гору, с альпинизмом. Справляться с этим непросто, нужна хорошая подготовка. Нужно прикладывать много усилий, чтобы подниматься на высоту или продвигаться в изучении математики. Но когда ты оказываешься на этой высоте и видишь, что происходит вокруг тебя, видишь эти невероятной красоты пейзажи, на тебя это производит огромное впечатление. Не возникает сомнений в удивительности и уникальности всего этого», — рассуждает он.
Никита Прохошин объясняет, что для решения математических задач может потребоваться много сил и упорства, но, когда наконец складывается единая картина, чувство успеха не сравнить ни с чем. Объяснить это так же тяжело, как и описать пейзаж, который открывается с горной вершины.
Прохошин начал свой путь на вершину.
Он учится уже на четвертом курсе — в России учебу в университете начинают в 17 лет. Один из самых одаренных студентов своего курса, Никита Прохошин хочет стать ученым. Он хочет продолжить российские традиции в области математики.
Последнее время в Финляндии много говорят о снижающемся уровне развития математики. Эта проблема знакома и стране-соседу.
С распадом Советского Союза положение математики в России ухудшилось. Однако сейчас в стране целенаправленно стремятся к тому, чтобы достичь высочайших вершин прошлого уровня. Один из таких примеров — советский Академгородок недалеко от Новосибирска, который государство в последние годы активно финансирует.
Здесь, в верховьях реки Оби, Россию хотят вновь сделать великой математической державой.
Когда новосибирец Никита Прохошин рассказывает о своей жизни, он смотрит прямо в глаза, говорит быстро и уверенно.
«Мои родители всегда подчеркивали важность учебы, но не говорили, что важно получить какую-нибудь степень или оценку. Им было важнее всего, чтобы мне нравилось то, чем я занимаюсь», — говорит он.
В школе Никита Прохошин долгое время занимался французским языком и увлекался театром. В то же время он занялся изучением физики и после школы дополнительно занимался математикой в техническом университете.
«Я начал понимать все лучше, насколько точна и логична математика. Когда я заметил, что в физике мне тоже больше всего нравится именно считать, я понял, что мне надо выбрать», — говорит он.
По мнению Никиты Прохошина, математика — это легко. В ней не нужно заучивать разные даты и другую бессмысленную информацию, на которую в России обращают особое внимание во время изучения гуманитарных наук.
Сейчас, спустя три года обучения, Прохошин говорит, что принял лучшее решение из всех возможных. Однако многие из его окружения не понимают, почему он хочет заниматься такой теоретической дисциплиной. Они часто спрашивают, как математика может пригодиться в остальных сферах жизни.
По мнению будущего математика, в России математика ценится, но ее считают сложной и пугающей, словно она подходит только редким и избранным.
«Как шутят в интернете, математика похожа на эльфийский язык», — поясняет Прохошин.
Страхи, связанные с математикой, и мнение о том, что математика — очень сложный предмет, есть как в Финляндии, так и в России — по крайней мере, до сибирской тайги.
В Академгородке, расположенном на окраине крупнейшего города Сибири, математика связана с большими возможностями.
Здесь, в трех тысячах километрах от Москвы, в 1957 году было основано Сибирское отделение Российской академии наук.
В годы оттепели, после смерти Сталина, считалось, что наука всемогуща. Позже в этом же году Советский Союз положил начало космической эре, когда стране первой в мире удалось вывести искусственный спутник на орбиту Земли.
В лесу был построен университет, много научных институтов и жилых домов. Переезд сюда считался привилегией: здесь ученым гарантировалась более свободная жизнь — как в материальном, так и в идеологическом плане. Академгородок стал одним из важнейших научных центров Советского Союза.
Никита Прохошин может гордиться историей своего университета. У него есть и примеры для подражания. Филдсовской премией, которую считают «Нобелевской премией математики», были награждены десять соотечественников Никиты. Один из них, Ефим Зельманов, начал свою карьеру в Новосибирском государственном университете.
О математическом превосходстве русских свидетельствуют в том числе и прорывы в космической сфере, непревзойденные чемпионы по шахматам и разработанная в Советском Союзе игра «Тетрис».
С распадом Советского Союза рухнул уровень российской науки и образования. Начала разрушаться и репутация страны как математической державы.
С начала 1990-х годов в России началась «утечка мозгов», поскольку государство больше не могло финансировать науку. После 30 лет процветания Академгородок тоже пришел в упадок.
Профессор Павел Сергеевич Колесников, который преподает на кафедре алгебры и математической логики, вспоминает, что в начале 2000-х годов, когда он окончил Новосибирский государственный университет, все хотели уехать в другую страну. Колесников был одним из немногих, кто остался в Новосибирске — ему даже пришлось пойти против воли своих родителей.
«Тогда была Чеченская война, и они боялись, что я уйду добровольцем», — объясняет Колесников желание своих родителей «вытурить» его из страны.
Многие уезжали за границу за лучшей зарплатой и мечтой о светлом будущем. Тогда большинство уезжали и больше не возвращались.
Павел Колесников понимает тех, кто уезжал. По его словам, советские достижения в математике можно было частично объяснить тем, что выезд специалистов из страны ограничивали. Так получилось искусственно создать невероятно высокий уровень математики в Московском государственном университете.
Однако лучше всего наука развивается в условиях международного сотрудничества. Поэтому Колесников всеми способами призывает своих студентов учиться за границей.
Однозначной статистики об «утечке мозгов» нет, но, согласно оценке экспертов, ежегодно из России уезжает около ста тысяч специалистов с высшим образованием. Сейчас этот показатель стал гораздо меньше, чем 20 лет назад, однако в 2018 году число специалистов, покинувших страну, вновь возросло — в связи с тяжелой экономической ситуацией и усилением напряженности в мировой политике.
За рубеж часто уезжают россияне, получившие высшее образование именно в математике и сфере технологий. В Финляндию тоже переезжает много российских IT-специалистов.
«Отличие нашего времени заключается в том, что сейчас студенты, которые уезжают учиться за рубеж, все чаще возвращаются обратно», — отмечает профессор Павел Колесников.
В последние годы Академгородок тоже очнулся от периода застоя.
Когда в 2016 году Никита Прохошин поступил в Новосибирский государственный университет, новое здание университета только открылось для студентов. Он учился в то время, когда университет снова начал привлекать студентов и специалистов со всей России.
Прохошин поясняет ситуацию, рассказывая о своих бывших соседях по комнате в общежитии. Они приехали с разных концов России: один — с Северного Кавказа, другой — с Дальнего Востока России, недалеко от границы с Китаем.
В университет приезжают учиться не только из России, но и из стран, которые находятся недалеко от Сибири — из Казахстана и Китая. Конечно, самые престижные математические высшие учебные заведения находятся в Москве, но столица Сибири вполне может соперничать с Санкт-Петербургом за звание второго математического города страны.
Развитие Академгородка связано с тем, что в 2006 году правительство России приняло программу, в рамках которой в разных регионах страны были созданы технопарки. Государство планировало привлечь инвестиции к разным регионам России. Объединение стартапов и исследовательских центров должно привлечь инновации.
Россия мечтает развивать как науку, так и экономику.
Президент Владимир Путин уже 20 лет говорит о том, что экономику нужно сделать более многосторонней — она должна базироваться как на производстве сырья, так и на высоких технологиях.
Однако последнее время Россия занимается только развитием военных технологий и стремится продвинуть свои достижения в ядерной энергетике на мировой арене. В остальном достижения в сфере высоких технологий были скромными.
Эксперты критикуют инновационные проекты, которыми руководят «сверху». Государство не может принудить предприятия изобрести что-то новое, деятельность нужно начинать с базового уровня.
Технопарки, которые активно финансируют из государственного бюджета, подвержены коррупции и хищениям. Печальную известность из-за огромных вложений обрел находящийся в Москве инновационный центр «Сколково», на развитие которого ушли сотни миллионов евро.
Но уровень математики в России вырос, считает профессор Павел Колесников.
Он рассказывает о новых государственных программах по поддержке и развитию математики. По словам Колесникова, распад Советского Союза не уничтожил все наработанные достижения — Россия смогла многое сохранить.
О прочном положении математики свидетельствует то, что во многих российских университетах есть очень сильные и активные механико-математические факультеты. В Новосибирске этот факультет является крупнейшим, в нем насчитывается 19 кафедр. Никита Прохошин учится на кафедре математической геофизики.
Однако проблемы есть, с ними сталкиваются и в Новосибирске.
Уровень студентов на первом курсе сильно различается, и Колесников обвиняет в этом школьное образование.
Не все владеют базовыми знаниями так же хорошо, как Никита Прохошин, у которого Колесников преподавал на первом курсе. На устном экзамене по алгебре он поставил Прохошину высший балл.
Еще больше сложностей возникает от недостатка мотивации. По мнению профессора, это связано с тем, что в университете много учебных мест, а в поколениях с невысоким уровнем рождаемости оказывается не так много студентов, которые искренне интересуются математикой.
Когда речь заходит о базовом уровне математики в Финляндии, Колесников начинает улыбаться.
Он заранее ознакомился с учебной программой по математике в финских лицеях. Формально она соответствует российскому уровню знаний перед поступлением в высшее учебное заведение. По мнению профессора, у студента, владеющего знаниями, предоставленными финской учебной программой, есть все шансы преуспеть и в Новосибирском государственном университете.
Однако один аспект финской учебной программы все же беспокоит Колесникова: математическое доказательство вынесено в отдельную дисциплину.
«Ведь математика — уже сама по себе доказательство. К счастью, у нас сохранилась старая советская система, в соответствии с которой все, о чем рассказывается, нужно доказывать», — отмечает Колесников.
И хотя профессор является сторонником советского варианта преподавания математики, он открыто призывает студентов получать образование и за границей. Сам он учился и занимался научными исследованиями в Южной Корее и в Калифорнии.
Павел Колесников говорит, что не все преподаватели относятся к желанию студентов уехать за границу столь же положительно. Некоторые профессора относятся к этой идее резко отрицательно.
Последнее время в России все больше говорят о вопросах международного сотрудничества российского научного сообщества. В августе был обнародован указ Министерства образования о контактах российских исследователей с иностранными коллегами. По мнению министерства, исследователям необходимо сообщать о запланированной встрече с иностранными специалистами за пять дней до ее проведения.
Без разрешения со стороны руководства с иностранными исследователями нельзя будет встречаться даже в свободное от научной работы время.
Новый указ вызвал замешательство. По мнению Российской академии наук, ограничения являются контрпродуктивными и ведут к изоляции и стагнации российской научной сферы.
Никита Прохошин, который прослушал в пятницу вечером последнюю лекцию, мечтает об учебе за рубежом.
Прохошин думает о магистерской программе двойного диплома, благодаря которой можно будет сначала получить образование в Новосибирске, а затем — в высшей парижской Политехнической школе. Это учебное заведение считается одним из самых престижных во Франции. Также говорят, что в эту Школу очень тяжело поступить.
Выходной он посвятит подготовке к вступительному экзамену, несмотря на то, что конец осени в Южной Сибири — последняя возможность насладиться хорошей теплой погодой.
Никита Прохошин верит в свои возможности.
«Этот план я обдумывал уже тогда, когда только поступил в университет. Тогда эта идея казалась недостижимой, но сейчас это уже почти правда», — говорит он.
Если мечта Никиты Прохошина сбудется, студенту пригодится в учебе его хороший уровень французского. Страна уже знакома Прохошину. Свою первую зарубежную поездку он совершил именно во Францию — тогда, в 16 лет, он поехал во Францию на фестиваль вместе с театральной группой.
Никита Прохошин считает, что возможность получить высшее образование в престижном европейском вузе даст ему сильное развитие как в профессиональном, так и в личностном плане.
С другой стороны, он говорит, что очень любит свой университет, ему нравится идея развивать науку своей родной страны. Академгородок дает молодым исследователям много возможностей.
Никита Прохошин планирует развиваться постепенно, шаг за шагом. Никто не знает, как в итоге сложится жизнь. Однако — по крайней мере, на данный момент — возвращение в родной Новосибирск после получения образования кажется ему хорошей идеей.
«Это одно из наиболее вероятных решений», — говорит Прохошин.