В конце XIX — начале XX века в Финляндии было очень много русских революционеров и террористов.
В Финляндии у них было много сторонников, которые были готовы предложить им кров и еду. Одно финское имя значительно выделяется среди других — имя писательницы и преподавательницы Айно Мальмберг (Aino Malmberg). Этой дочери священника, вдохновленной социализмом, феминизмом и национализмом, а также тому, как она повлияла на других, следует отвести особое место в истории финского терроризма.
Однако сама женщина, родившаяся в 1865 году в финской общине Холлола, не причисляла себя к снайперам или организаторам взрывов. У Мальмберг была другая роль. В 1905-1908 годы ее хельсинкский дом стал секретной базой русских радикальных оппозиционных сил и местом встречи, своеобразным «салоном революционеров».
Недавно финский историк и доктор социологии Эркки Веттенниеми (Erkki Vettenniemi) выпустил об Айно Мальмберг книгу «Финляндия — база террора» (Suomi terrorin tukikohtana). В книге он излагает свои взгляды на то, как Финляндия получала независимость.
В тепле «конспиративной квартиры» с русскими революционерами встречалась не только Мальмберг, но и другие финские активисты, выступавшие против тирании России.
Двери ее дома были открыты как мятежным солдатам Выборга, так и террористам, сбежавшим из России в Великое княжество Финляндское. Когда неизвестный мужчина или женщина стучали в дверь Мальмберг, лишних вопросов им не задавали.
Всех объединял общий враг.
Мальмберг всем сердцем хотела помочь борцам за свободу. Финнам нужно было понять «тех бесстрашных мужчин и женщин, которые были готовы отдать все за счастье великой России и маленькой Финляндии».
Для Мальмберг террористы были не преступниками или убийцами, а защитниками «святых прав народа».
Писательница Хелла Вуолийоки (Hella Wuolijoki) вспоминала, что для Мальмберг вопрос свободы был довольно простым понятием: «только бомбы и револьверы». «Ни одной битвы за свободу и правду нельзя одержать без пролития крови невинного человека, но ведь несколько жертв — это небольшая цена свободы», — делилась мыслями Мальмберг со своей подругой-историком Альмой Сёдеръельм (Alma Söderhjelm).
Мальмберг была готова прятать динамит даже в своем доме и сажать на поезд до Санкт-Петербурга русских женщин-революционерок, которые скрывали под своими накладными животами пояса со взрывчаткой.
Так что духом терроризма проникались не только мужчины в трудном возрасте, как гласят стереотипы. В начале XX века в Финляндии и России кровопролития жаждали и женщины.
Некоторые гости Айно, например, Борис Савинков и Евно Азеф, являются легендами революционной борьбы. Азеф пришел в дом Айно Мальмберг в 1906 году. Этот мужчина, который был известен финнам как «Янне», умело играл роль руководителя Боевой организации эсэров (социалистов-революционеров), но на самом деле был агентом Охранного отделения (российской тайной полиции).
Хитрого руководителя по праву считают архетипом агента-провокатора и непревзойденным профессионалом.
Айно не только размещала у себя Азефа, но и переписывала начисто его письма. Секретные проекты продолжили существовать несмотря на то, что Мальмберг постоянно значилась в документах Охранного отделения.
Когда в 1908 году двойная игра Азефа была раскрыта, он сбежал в Германию вместе с пачками рублей. Айно была потрясена таким поворотом и тем, что она оказалась в дураках. Вероятно, поэтому она решила оставить свою прежнюю жизнь и уехать на несколько лет в Великобританию.
История Мальмберг и Азефа тоже описывается в новой книге Эркки Веттенниеми. Однако в книге не рассказывается, как этот секретный мир начала XX века отразился на Финляндии 1920-х и 1930-х годов.
Приведем один пример.
У Айно Мальмберг были три сына, которые выросли в таком революционном доме. Нет ничего удивительного в том, что Лаури, Эрик и Олави Мальмберг (Lauri, Erik и Olavi Malmberg) отождествляли себя с поколением «1890-х годов», многие представители которого активно принимали участие в движении финских егерей, в борьбе за независимость Финляндии, в гражданской войне и в радикальных организациях.
В независимой Финляндии Лаури Мальмберг стал генерал-лейтенантом и командующим шюцкором. Олави Мальмберг стал писателем, который успел описать атмосферу в доме своей матери.
Сильнее всего атмосфера дома повлияла на Эрика (Ээро) Мальмберга. Он вошел в историю финского терроризма в первую очередь как шпион егерского движения, саботажник и, возможно, самый значимый руководитель военной разведки Финляндии 1920-х — 1930-х годов.
В борьбе с СССР Эрик и другие офицеры разведки, имевшие активистское прошлое, шли и на сомнительные меры. Они были готовы сотрудничать даже с террористическими организациями, созданными российскими белыми эмигрантами.
Дух начала XX века не исчез в одно мгновение.