Двенадцатилетний Ноно учится в шестом классе. Поскольку Ноно «плохо выполнял домашнее задание и не очень хорошо учился», его учителя в школе попросили родителей Ноно отвезти того в больницу на обследование, чтобы проверить умственные способности ребенка. Мама Ноно взяла в больницу тетради сына, и врачи увидели, что иероглифы, которые пишет Ноно в домашних заданиях, похожи на дождевых червей, ползущих вверх и вниз. «Он пишет иероглифы хуже, чем первоклассники, каждый раз сдает листы с тестами последним в классе», — пожаловалась мама Ноно. При обследовании выяснилось, что умственные способности Ноно в норме, однако он страдает от «нарушения языкового развития» (DLD — Developmental language disorder).
Это расстройство является часто встречающейся задержкой в развитии у детей, также известное как идиопатический языковой барьер. Он означает, что у ребенка уровень языкового развития значительно ниже, чем у детей его возраста. За исключением нарушения языкового развития, во всем остальном ребенок развивается в основном абсолютно нормально.
Дети с этим нарушением обычно произносят первое слово только после двух лет, а говорить отдельные слова или составлять предложения из слов начинают только когда им исполняется три года. К четырем годам они осваивают местоимения, но словарный запас у таких детей маленький, они не могут составлять сложные развернутые предложения, не соблюдают порядок слов и имеют ряд других проблем с речью. Чтобы поставить клинический диагноз DLD, врачи сначала исключают такие болезни, как органическое нарушение слуха и тяжелые психоневрологические заболевания.
Поскольку дети с нарушением языкового развития в целом развиваются, как обычные дети, требуется ли им лечение? Конечно, это следует исправлять. Исследования показывают, что языковой барьер 50% детей с DLD не улучшается с возрастом, что не только серьезно влияет на речевые навыки больных детей, но и заставляет их постоянно терпеть неудачи в попытках социальной коммуникации, постепенно развивая застенчивость, закрытость, депрессию, негативные черты характера, например, агрессию и стремление к разрушению. Кроме того, они могут иметь проблемы со сном и другие пассивные поведенческие проблемы, которые серьезно влияют на нормальную жизнь детей.
По мере того как дети с расстройством DLD взрослеют, их словарный запас растет все больше, и в конечном итоге они ведут себя, как «нормальные дети». Тем не менее, когда дети с нарушением языкового развития начинают ходить в школу, у них часто возникают проблемы с чтением, правописанием и успеваемостью. В привычной обстановке в жизни эти дети кажутся совсем обычными, но на уроках им часто тяжело сосредоточиться, они пропускают слова, когда читают, неправильно пишут пиньинь, а их иероглифы все вкривь и вкось. Пусть даже они прилагают все усилия, чтобы хорошо учиться, они все равно оказываются среди отстающих.
Если родители обнаруживают подозрительные задержки в детской речи, они должны как можно скорее отвезти ребенка на комплексное обследование в больницу. С нуля до трех лет — самый важный период в развитии речевых навыков у детей, и на раннем этапе лечения можно добиться больших результатов с наименьшими усилиями. Если родители не обращают на это внимания, то когда ребенок пойдет в школу, неожиданно обнаружится, что у него очень «кривой почерк» и другие проблемы с обучением. Тогда уже они побегут ко врачам обследоваться, но наилучший момент для вмешательства в языковое развитие ребенка уже будет упущен.
У Маньхун (吴满虹) — заместитель заведующего технолога отделения реабилитации Гуандунской клиники охраны здоровья матери и ребенка