Иранский генерал Кассем Сулеймани, смертельно опасный противник, обвиняемый в гибели сотен американских солдат на Ближнем Востоке, был головной болью для США более двух десятилетий, Однако его статус второго по значимости человека в Иране сделал его почти неприкасаемым в глазах предшественников Дональда Трампа.
Эта давняя сдержанность США закончилась драматическим образом в четверг после того, как Трамп отдал приказ нанести ночной авиаудар по Багдаду, в результате которого Сулеймани был убит, а напряженность между США и Ираном достигла точки кипения.
Решение президента о нападении на могущественного главу [сил специального назначения] «Кудс» Корпуса стражей Исламской революции было принято быстро после того, как 27 декабря погиб американский контрактник, ставший жертвой удара ополченцев по американской базе в Ираке, нанесенного при поддержке Ирана. Вскоре после нападения, по словам трех человек, знакомых с этим вопросом, Трамп приказал своему ближайшему окружению начать планировать удар по иранскому генералу.
По словам одного осведомленного лица, администрация Трампа недавно попросила Францию и других союзников предостеречь Тегеран от убийства американцев. Для президента красная линия была пересечена.
Ближайшие советники Трампа по национальной безопасности во время праздников находились в разных концах страны — исполняющий обязанности главы администрации Мик Малвани (Mick Mulvaney) был в Ки-Уэсте; советник по национальной безопасности Роберт О'Брайен (Robert O'Brien) был в Калифорнии, а госсекретарь Майкл Помпео (Michael Pompeo) был в Вашингтоне, отменив запланированную поездку на Украину и другие страны, запланированную на 1 января. Вице-президент Майк Пенс (Mike Pence) был в Аннаполисе, штат Мэриленд, на свадьбе своей дочери Шарлотты в субботу, а затем на острове Санибел во Флориде.
Команда президента для обсуждения удара использовала защищенные линии связи. В четверг самолет Белого дома прибыл в Калифорнию, откуда он доставил О'Брайена в Палм-Бич, чтобы тот находился вместе с Трампом, в момент атаки.
В работе Совета национальной безопасности участвовало небольшое число юристов. Чтобы информация об одном из самых опасных и важных решений Трампа не просочилась до нанесения удара, операции был присвоен максимальный уровень секретности.
Рискованная атака
В то время как убийство Сулеймани было одобрено многими сторонниками Трампа и союзниками в конгрессе, демократы говорят, что решение президента рискует поставить под угрозу американских дипломатов и войска на Ближнем Востоке и за его пределами. В администрации Трампа есть даже опасения по поводу ответных действий Ирана на территории США.
Пока администрация планировала удар, Трамп занимался тем, что внешне выглядело как его обычная деятельность в отпуске. С самого Рождества он каждый день ездил на поле для гольфа возле Мар-а-Лаго. Хотя во вторник, в день, когда протестующие, по утверждению США, спровоцированные Ираном, штурмовали американское посольство в Багдаде, он находился там всего около 50 минут.
После того, как Трамп покинул поле, он отругал СМИ за то, что, по его словам, он играл в гольф во время атаки на [американское] посольство [в Багдаде], написав в Twitter, что у него были встречи «в разных местах, в то время как он внимательно следил за ситуацией в посольстве США в Ираке».
Сенатор Линдси Грэм (Lindsey Graham) играл в гольф с Трампом в понедельник и был проинформирован об ударе по Сулеймани на следующий день, сказал Грэм в интервью Fox News в пятницу. Неясно, уведомила ли администрация заранее какого-либо другого законодателя.
Дэвид Попп (David Popp), пресс-секретарь лидера сенатского большинства Митча Макконнелла (Mitch McConnel), отказался сказать, получил ли республиканец предупреждение от Белого дома. Ни один конгрессмен-демократ не был предупрежден заранее.
82-я авиадесантная
В минувшие выходные Трамп приказал перебросить на Ближний Восток части 82-й воздушно-десантной дивизии. Около 750 десантников были уведомлены во вторник о выдвижении. По словам двух человек, знакомых с этим вопросом, в Мар-а-Лаго была усилена охрана.
Ни одно иностранное правительство не было уведомлено о нападении заранее.
Американские официальные лица утверждают, что Сулеймани прибыл в Багдад, чтобы подготовиться к дальнейшим атакам на американские войска. США и ряд других стран отслеживали его передвижения, и считается, что он прибыл в иракскую столицу из третьей страны — либо из Ливана, либо из Сирии.
Белый дом предпочел не уведомлять конгресс перед нападением из соображений безопасности, сказал человек, знакомый с этим вопросом. Министерство внутренней безопасности, которое частично отвечает за сдерживание потенциального иранского возмездия на территории США, было уведомлено о ударе по Сулеймани только после этого атаки. Чиновники, отвечающие за связь в Белом доме, были исключены из процесса планирования.
«Заговор с целью убийства»
Президент предложил частичное объяснение своего решения в Twitter в пятницу, написав, что Солеймани «убил или тяжело ранил тысячи американцев» и «замышлял убить еще много людей».
Он не уточнил и не представил никаких обоснований для этих обвинений. Госсекретарь Майкл Помпео позже заявил в интервью CNN, что убийство Сулеймани сорвало «неминуемое нападение», опять же не сообщив дальнейших подробностей.
Только в пятницу, на следующий день после удара, госдепартамент приказал американским гражданам покинуть Ирак. Ключевые члены конгресса по состоянию на утро пятницы все еще не были проинформированы, и Белый дом вместо этого направил публичное заявление Министерства обороны в офисы законодателей.
В кратком обращении из Мар-а-Лаго Трамп сказал, что Кассем Сулеймани замышлял «неизбежные и зловещие нападения» на американских дипломатов и военнослужащих. «Мы приняли меры прошлой ночью, чтобы остановить войну, — сказал Трамп. — Мы не предпринимали никаких действий, чтобы ее начать».