Радиус Северного полярного круга примерно составляет 265 километров, он проходит по бескрайним снежным равнинам. Корреспондент «Хуаньцю шибао» наконец-то достиг небольшого поселка Инари, известного как «саамская столица Финляндии». Еще не было двух часов дня, а половина солнца уже опустилась за горизонт. Со 2 декабря здесь начинается полярная ночь. В течение 40 дней солнце не будет подниматься над горизонтом, и темнота и трескучий мороз накроют весь этот край. Саамы живут здесь уже несколько тысячелетий, окруженные лесом, вместе с северными оленями, занимаются рыболовством и охотой и являются единственными коренными жителями и кочевниками в Европейском союзе. Они продолжают жить в этом месте, несмотря на лютый мороз. С какими проблемами они сталкиваются в быту? Не стало ли их жизнь тяжелее при нынешнем глобальном потеплении? Наш корреспондент взял интервью у коренных жителей одного из поселков.
Северные олени — опора саамов в Арктике
Историческая родина саамов, известная как Сапми, расположена в северной части Арктики — Скандинавии — и на Кольском полуострове за Полярным кругом и принадлежит четырем странам: Норвегии, Швеции, Финляндии и России. В настоящее время численность саамов насчитывает около 75000 человек, и примерно 8-10% саамов зависят от разведения северных оленей. Только саамы, занимающиеся оленеводством, сейчас продолжают вести традиционный образ жизни за Северным полярным кругом. Юсуо — коренной саам, его семья живет в десятках километров от поселка Инари и уже несколько поколений занимается разведением оленей. В темноте снежных равнин после заката солнца он рассказал мне древнюю саамскую легенду, которая гласит, что олень изначально был животным, принадлежащим богу солнца, и тот подарил оленя людям, поэтому с тех пор саамы и олени неразлучны.
В Саамском музее в Инари я узнал, что северные олени являются «ковчегом жизни» для арктических саамов, обеспечивая их молоком, мясом, шкурами и являясь источником дохода, а также важным средством передвижения. Юсуо рассказал, что времена года саамов зависят от жизненного цикла северных оленей. Таким образом, в саамском году восемь сезонов: зимне-весенний период с марта по апрель, когда олени выходят из лесов и обзаводятся потомством. Весна начинается в апреле и заканчивается в мае — это период вскармливания детенышей. Весенне-летний период в июне — время, когда олени находятся на свободном выпасе и сами добывают себе пищу. В это время пастухи могут отдохнуть. За этот период нужно только подготовить ушные бирки для оленей, потому что в июле наступает следующий этап — полярный день, за который нужно успеть сделать очень важную работу — пробирковать всех молодых оленят. Летне-осенний период — август — месяц закалывания самцов оленя и подготовки к зиме. Осенний сезон, длящийся с сентября по октябрь, — время спаривания оленей и одновременно подготовка к смене дислокации зимой. С ноября по декабрь у саамов зимний период, за него нужно успеть собрать всех оленей в стада и перегнать их в низины, где сохраняется больше растительности для корма. В зимний период с декабря по февраль наступает полярная ночь, поэтому саамы перегоняют все оленьи стада в леса, ведь только там можно найти пищу и убежище от суровых холодов арктической зимы.
«Однако мы тоже не отстаем в развитии от остального мира, — сказал Юсуо, хлопая рукой по боку снегохода, на заднем сидении которого я сижу. — Сейчас мы используем снегоходы, чтобы подгонять оленей, это экономит время и силы по сравнению с лыжами и ходьбой, как это было раньше». В 60-х годах XX века в саамском мире произошла «революция снегоходов», что ознаменовало начало современной индустрии оленеводства. Небольшая часть стада оленей, принадлежащих семье Юсуо, также имеет GPS и GSM маяки. Теперь можно отследить местонахождение оленьего стада с компьютера или мобильного телефона, но эти современные средства являются лишь вспомогательными. Традиционные знания и методы выпаса по-прежнему являются основой оленеводства, существующего в пределах Северного полярного круга.
Я спросил Юсуо, сколько оленей имеет его семья, он рассмеялся и ответил: «Такие вопросы нельзя задавать сааму, потому что это то же самое, что спросить у вас, сколько вы зарабатываете». Он сказал, что если бы я спросил любого саама, то он бы ушел от ответа и ответил бы что-то неопределенное, вроде: «Достаточно, чтобы заполнить эту речную долину».
Как изменилась жизнь на Северном полюсе
Не так давно в финском городе Рованиеми, который расположен за Северным полярным кругом, состоялся съезд лидеров коренных народов Арктики, на котором представители саамов, инуитов, алеутов и других коренных народов обсудили собственные экологические и социальные проблемы. Сапми в течение восьми месяцев в году покрыта снегом. На протяжении сотен и тысяч лет саамы копили знания о том, как выжить в вечной мерзлоте. Только для описания снега в саамском языке существует 360 слов. Глава группы Саамского парламента, отвечающей за вопросы Арктики и окружающей среды, Гун-Брите Рейтер заявила что со времен постиндустриальной эпохи средняя температура воздуха в районе Сапми выросла на 2.3°C (по данным WWF), а средний показатель скорости потепления климата здесь в два раза выше, чем средний мировой показатель. Это оказывает непосредственное влияние на состояние снега и льда, которое изменяется и становится непредсказуемым. В настоящее время снежный покров ложится намного позднее, а его объем постоянно меняется, что создает проблемы как для людей, так и для оленей. Пробуя рыхлый снег под ногами, оленевод Юсуо говорит, что на протяжении длительного зимнего периода главная пища оленей — это лишайник и уснея. «Нюх у северных оленей очень чувствительный, они могут найти лишайник под метровым слоем снега, тогда они используют рога и копыта, чтобы раскопать снег и поесть». Однако из-за глобального потепления иногда верхний слой снега тает, а потом снова замерзает, образуя крепкую ледяную корку. Через нее северные олени не только не могут учуять лишайник, но и не в состоянии разбить ее, чтобы поесть. По мере уменьшения снежного покрова и его толщины северным оленям становится сложнее дотянуться до уснеи, которая висит высоко на деревьях. Ежегодно множество оленей умирают от голода, из-за чего людям приходится покупать сено или специальный зерновой корм, чтобы помочь оленям пережить зиму. Такое чаще всего случается в оленеводческих районах южных финнов, и саамам на севере все еще трудно перенять подобную практику. По их мнению, олени всегда существовали за счет вольного выпаса в лесах.
Неопределенная температура и постоянно изменяющаяся толщина снежного покрова делает частые оленьи маршруты по поверхностям замерзших озер особенно опасными: неоднократно возникали случаи, что олени или люди проваливались под лед и погибали. Кроме того, ставшее более засушливым лето за Северным полярным кругом принесло частые лесные пожары, что оказало сильное влияние на места выпаса оленей. В условиях местной окружающей среды после лесных пожаров земле требуется несколько десятков лет на восстановление. Юсуо сказал, что, поскольку температура повышается, появляются новые виды животных в районе Сапми, например, за последние два года он обнаружил новые виды паразитов на крупах оленей. Эти новые виды паразитов и вирусов сделали северных оленей и других арктических животных более уязвимыми к болезням.
Кроме того, изменения климата повлекли за собой изменения в образе жизни арктических животных. В середине лета происходит пора делать бирки для детенышей оленей, так как это имеет важное экономическое и социальное значение для саамов. В то же время это был пик активности москитных роев. Чтобы укрыться от укусов насекомых, северные олени сбиваются в стада, прижимаются друг к другу, чтобы уменьшить площадь открытого кожного покрова. В результате это самое благоприятное время для саамов, чтобы отловить детенышей и обирочить. Однако в последние годы этот «союз» людей и природы был разбит, потому что теперь иногда бывает так, что комары не нападают роем на оленей, и людям становится труднее отловить оленят, свободно бегающих по лесам за оленихами.
Однако больше всего саамов беспокоит то, что из-за вырубки лесов, развития промышленности и добычи полезных ископаемых, строительства инфраструктур облик Северного полюса неуклонно меняется. Из-за вырубки лесов олени не только лишаются основного источника пропитания в зимне-весенний период — уснеи — но, даже если посадить новые деревья, уснея вряд ли вырастет, поскольку это растение предпочитает крепиться к старым многолетним деревьям. Появление открытых полян в лесу и изменение освещенности также повлияют на рост лишайников и мхов.
В то время, как качество пастбищных угодий ухудшается, рост развития инфраструктуры в районе Сапми, например, строительство шахт, ветряных электростанций и дорог, также разрушает и сокращает места кормления оленей, а традиционный ареал обитания северных оленей за Полярным кругом постепенно становится все меньше.
Вопрос жизни и смерти для саамов
«Для нас изменения в Арктике напрямую затрагивают вопрос жизни и смерти», — говорит Рейтер. Саамы многие тысячелетия оберегали этот край, они уже отошли к самым северным местам земного шара, и у них нет пути для отступления. Рейтер сказала: «Мы не знаем, откуда мы пришли изначально, и поэтому не можем никуда больше уйти». Эта фраза отзывается в сердцах многих саамов, у некоторых при ее произнесении сразу краснеют глаза.
Юсуо носит традиционную синюю одежду саамов с яркой окантовкой, украшенную сложным узором. Он выглядит как человек исключительной жизненной силы. В минус десять градусов он не надевает верхнюю одежду и говорит: «Мы все к этому привыкли и для нас это не холодно. Видите, на мне даже нет сапог из оленьей кожи». Саамы из поколения в поколение живут здесь и научились приспосабливаться к суровому полярному климату и окружающей среде Арктики, а также разбираться в нраве полярных лесов и погоды. В их глазах все живое в природе имеет душу и историю: у гор, воды, ветра, грома — у всего есть своя душа. Именно это благоговение перед природой заставляет саамов бережно заботиться об этой хрупкой арктической земле.
Посреди бескрайней снежной пустыни Юсуо смотрит на стоящего вдалеке оленя: «Это наш дом, здесь есть лес, есть олени, и мы никуда не уйдем».