После Дамаска — Стамбул. На следующий день после неожиданного визита в сирийскую столицу президент России Владимир Путин прибыл в Турцию на встречу с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Поездка была запланирована давно: на этот раз главным мероприятием стало торжественное открытие газопровода «Турецкий поток» (последний из проектов Газпрома), который идет через Черное море и позволяет России поставлять газ в Турцию и Европу в обход Украины (она считается нестабильной и враждебной страной). «Это историческое событие для турецко-российских отношений и энергетической карты региона», — отметил в своем выступлении президент Турции.
Прошедшая под неусыпным надзором (было привлечено 7 200 полицейских и 300 саперов) церемония стала прекрасной иллюстрацией впечатляющего сближения Турции и России. В 2015 году в отношениях двух стран произошел острый кризис в связи с уничтожением Анкарой российского самолета на турецко-сирийской границе. После периода напряженности и экономических санкций кризис постепенно рассеялся в связи с неудавшимся переворотом против Эрдогана в 2016 году. Сегодня две страны работают рука об руку в оборонной сфере, о чем говорит покупка Турцией российских ракетных комплексов С-400. Помимо газопровода об их энергетическом сотрудничестве также свидетельствует строительство Россией первой турецкой АЭС. «Тем не менее это сближение по необходимости, — считает Эмре Эрсен (Emre Ersen), политолог Университета Мармара и эксперт по российско-турецким отношениям. — Турция поддерживает взаимопонимание с Россией не потому, что хочет его, а потому, что нуждается в нем. Если бы у нее были лучшие отношения с Европой и Америкой, ее связи с Россией не имели бы такого значения». Кроме того, хотя Турция извлекает для себя определенную стратегическую выгоду, «новая энергетическая взаимозависимость более выгодна России».
Главные игроки в Сирии
Что касается Сирии, этот вопрос стал еще острее после усиления ударов поддерживаемой Россией сирийской авиации в провинции Идлиб, последнем оплоте выступивших против Асада мятежников (некоторые из них пользуются поддержкой Анкары). Турция обеспокоена перспективой очередного наплыва мигрантов к границам и во вторник призвала Россию «остановить атаки режима», а также потребовала соблюдения заключенного в августе перемирия.
В любом случае, ни Путин, ни Эрдоган не заинтересованы в эскалации. На прошлой неделе Анкара намеренно сместила дату парламентского голосования по развертыванию турецких сил в Ливии, чтобы оставить на руках эту карту во время визита Путина. В среду лидеры договорились о призыве к прекращению огня с 12 января. Несмотря на серьезные разногласия по Сирии, Анкара и Москва не прекращали диалог в рамках астанинского формата, который делает их ключевыми игроками в стране наравне с Ираном. «Вопреки всем разногласиям Турции и России удается урегулировать кризисы и сохранять диалог. Вполне вероятно, что в конечном итоге Москва предложит Турции переговорный механизм по Ливии по образу астанинской модели. Все это создает впечатление хороших отношений, хотя на самом деле это не так», — считает Эмре Эрсен.