Красная площадь покрыта мокрым снегом, из Рождественского базара доносится веселая музыка, а снежная вьюга кружится, как цепная карусель. Внутри Кремля в Сенатском дворце все ждут появления Ангелы Меркель и Владимира Путина. В итоге встреча федерального канцлера и российского президента продолжилась три с половиной часа — значительно дольше, чем ожидалось, и только после этого они появились перед журналистами и министрами — министр иностранных дел Хайко Маас тоже прилетел из Берлина в Москву.
Визит Меркель в Москву — первый за последние почти пять лет — оказался успешным, и таковым, по крайней мере, было то впечатление, которое пытались передать обе стороны.
Что касается немецкой стороны, то для нее на переговорах речь шла прежде всего о подготовке международной конференции в Берлине по Ливии, которая должна будет положить конец гражданской войне. Это немецкая инициатива, однако она нуждается в поддержке Москвы, поскольку Россия обладает определенным влиянием в Ливии — она поддерживает регионального военного правителя Халифу Хафтара и таким образом одну из воюющих там сторон.
«Мы договорились о том, что мы очень скоро сможем пригласить в Берлин участников конференции, — сказала Меркель и указала при этом на «хорошую встречу» Путина с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Россия и Турция — они поддерживают в Ливии разные стороны — в ходе своей встречи объявили о прекращении огня в Ливии, запланированном на конец этой недели. Сначала генерал Хафтар выступил против, но в субботу вечером, в полночь по местному времени, он заявил о своей готовности выполнять условия договоренности о прекращении огня.
Меркель: «Надо избегать того, чтобы слишком много стран извне хотели повлиять на ситуацию в Ливии»
Но даже если призыв Путина и Эрдогана к прекращению огня соответствует немецкой инициативе, этого нельзя сказать о военном вмешательстве обеих этих стран, которое ему предшествовало. Турция отправила своих солдат для поддержки правительства в Триполи, против которого воюют российские наемники под командованием генерала Хафтара.
Эрдоган недавно сообщил о том, что число российских наемников составляет 2 тысячи человек, однако Путин, отвечая на этот вопрос, не захотел ни подтвердить эти данные, ни уточнить их. «Если там и есть российские граждане, — сказал он, — они не представляют интересов Российского государства и денег от Российского государства не получают».
«Просто надо избегать того, чтобы слишком много стран извне хотели повлиять на ситуацию в Ливии и чтобы ливийские интересы были на заднем плане», — сказала Меркель, имея в виду идею «берлинского процесса», который намерено инициировать федеральное правительство.
Путин: Строительства трубопровода «Северный поток — 2» может быть завершено лишь в 2021 году
Но еще до проекта берлинской конференции по Ливии была затронута еще одна тема, из-за которой глава Газпрома Алексей Миллер тоже ждал начала пресс-конференции. Речь идет о балтийском трубопроводе «Северный поток — 2», по которому российский природный газ должен транспортироваться в Германию. Введенные недавно американские санкции не смогут помешать строительству этого трубопровода, сказал Путин. По его словам, Россия может достроить его самостоятельно. Путин выразил надежду на то, этот трубопровод заработает до конца текущего года, либо «в первом квартале следующего года», то есть в 2021 году.
Правительство в Вашингтоне видит в трубопроводе «Северный поток — 2» угрозу европейской энергетической безопасности, а также считает, что транспортируемый по нему газ будет составлять конкуренцию поставляемому из Соединенных Штатов сжиженному природному газу. Вашингтон пригрозил ввести международные санкции против тех предприятий, которые укладывают трубы по дну моря для «Северного потока — 2».
Меркель осудила эти экстерриториальные санкции, хотя и в более мягких выражениях («это неправильный путь»), и назвала этот трубопровод «в первую очередь экономическим проектом», который «легитимирован посредством нового европейского законодательства». Однако Меркель напомнила Путину о том, что работа в Европе по диверсификации импорта природного газа будет продолжена.
И Меркель, и Путин положительно оценили заключение пятилетнего договора с Украиной о транзите газа. Мирный процесс в этой стране тоже был затронут на переговорах, однако ничего нового сказано не было. По словам Меркель, встреча в Париже была «частично успешной», и теперь нужно предпринять дальнейшие шаги в соответствии с Минскими договоренностями о прекращении огня и указанной там последовательностью. Путин вновь подтвердил свое требование о том, чтобы особый статус сепаратистских районов был закреплен в Конституции Украины.
В ходе встречи речь зашла также о Сирии и Иране — и Москва, и Берлин выступают за сохранения ядерной сделки, по этому вопросу «мы едины во мнении», подчеркнула Меркель. В отличие от Путина, она затронула также вопрос о сбитом иранской ракетой украинском «Боинге». Признание Тегераном своей вины является «важным шагом» для проведения беспристрастного расследования этой катастрофы.