Секрет долголетия британской монархии заключается в ее способности к переменам. Правление Елизаветы I не имеет ничего общего с правлением Елизаветы II — кроме самого института монархии, который сохраняется незыблемым. Если и удастся избежать кризиса, спровоцированного желанием герцога и герцогини Сассексских стать «полуотдельными» членами «фирмы», то это приведет к появлению новых форм королевского участия.
Представление о том, что британское общество венчает не отдельный человек, а целая семья, возникло лишь в новейшую эпоху, и ему от силы полвека. Со временем Елизавету II запомнят тихим, малозаметным реформатором. Благодаря ее преданности государственной службе и поддержке семейных ценностей и добродетелей монархия пережила едва ли не наивысший взлет популярности лишь с незначительными сбоями — в то время, как по многим другим общественным институтам ударил кризис, близкий к постоянному.
Эта стратегия, однако, рискованная. Монархия зиждется на безупречной добродетельности личности на троне, но уязвима для менее порядочных персонажей, — коими генеалогическое древо британской монархии, честно говоря, изобилует. Объявив о желании уйти от исполнения хотя бы части королевских обязанностей, герцог и герцогиня Сассексские нанесли удар по идее самой монархии. Поэтому ставки для института монархии на встрече, которую королева созвала сегодня в Сандрингеме, чрезвычайно высоки, — не говоря уже об очевидном и прискорбном расколе внутри семьи.
Прожигателем жизни и проходимцем, который испортил репутацию королевской семьи, герцога Сассекского не назвать. Этот человек отдал долг своей стране в вооруженных силах и, судя по всему, не стыдится показывать чувства. Утрата матери в юном возрасте и сопутствующая ее гибели шумиха не прошли бесследно. Услышав в жалобах жены на отношение некоторой части прессы отголоски смерти матери, он по понятным причинам разозлился. Вполне может быть, что герцогиня сочла пристальное внимание и требования к жизни в королевской семье выше, чем те, на которые, как ей казалось, она подписалась. Пара ответила желанием отойти в тень.
Однако решение этих проблем не в том, чтобы бежать и скрываться, а в том, чтобы выработать новое соглашение. Герцог и герцогиня заявили, что хотели бы финансовой незавимости, и в этой идее есть проблеск нового будущего монархии. Ничто не мешает королевским особам — кроме монарха и его супруга или супруги — сочетать королевские обязанности с зарабатыванием на жизнь. Доколе все делается безупречно, это лишь прибавит монархии блеска, а не отнимет его.
Принц Уэльский, отец герцога, тому пример. Своим долгим пребыванием в качестве наследника принц Чарльз доказал, что, вопреки его прекрасной благотворительной деятельности быть королевской особой «на полную ставку» — это не работа. Герцог Сассекский допустил ошибку, отказавшись от оплачиваемой должности в вооруженных силах. Поэтому задача следующего этапа адаптации королевского дома к современности — изыскать способ зарабатывать на жизнь. В дополнение к этим изменениям будет соответствующим образом урезан Суверенный грант, — ведь теперь у него будет меньше получателей.
«Не опозорьте матерей своих!» — этот совет Шекспир дал устами короля Генриха V. Сейчас не война, и корона герцогу Сассекскому вряд ли светит, но хороший совет ему не повредит:
Поселяне!
Вас Англия взрастила, — так теперь
Явите мощь свою, нам показав,
Что вы ее сыны
Есть надежда, что переговоры в Сандрингеме увенчаются соглашением, которое устранит разногласия в семье и — что еще главнее — защитит незыблемую опору монархии.
Комментарии читателей:
William Cobbett
«…поддержке семейных ценностей и добродетелей…»
Принц Чарльз — разведен
Принцесса Анна — разведена
Принц Эндрю — разведен
Ну-ну. Не больно-то добродетельно выходит, а?
Tcd0909
Пусть уже этой историей занимаются журналы типа Hello. Десятки статей в день об одном и том же, это уже раздражает.
David Paton
Мне очень жаль королеву и ее мужа. В их возрасте это последнее, что им нужно. Всё это очень сложно. Хочу сказать, что большинство семей так или иначе неблагополучны, такова жизнь. Но я искренне надеюсь, что члены королевской семьи найдут оптимальное решение, особенно для дорогой бабушки принца Гарри.
BBDavies
Гарри и Меган ничуть не стремятся к частной жизни вдали от телекамер. Наоборот, они хотят быть в фокусе — на собственных условиях — и использовать королевский бренд ради личной выгоды. Конечно, над тем, что пишет пресса, они не властны.