Как любят говорить в России: «Никогда такого не было, и вот опять». Владимир Путин застал всех врасплох, приняв отставку премьер-министра Дмитрия Медведева и его правительства. Несколькими часами ранее президент ни словом не обмолвился об этом во время своего послания к Федеральному собранию, в котором были изложены основные направления развития страны в предстоящем году. Выступая перед сонными высокопоставленными чиновниками, президент говорил об удовлетворительном состоянии экономики в прошлом году, о демографических проблемах, о том, что нужно быть «ближе к людям» и о новых социальных расходах.
И вдруг, первая неожиданность: Владимир Путин объявляет о реформе Конституции и быстро перечисляет ее новые положения: распределение части президентских полномочий между различными органами власти (верхняя и нижняя палаты парламента, Госсовет и Совет Безопасности), главенство международного права над Конституцией РФ, ограничение числа президентских мандатов до двух, (новый текст Конституции запрещает осуществление «более двух сроков подряд», но не запрещает баллотироваться вновь после перерыва, как это сделал сам Путин в 2012 году), запрет лицам с иностранным гражданством или видом на жительство занимать ключевые посты. Все эти предложения должны быть одобрены на референдуме.
«Шок»
Во второй половине дня, пока СМИ и политологи давали оценку этим заявлениям, Путин собрал всех министров в Кремле. Дмитрий Медведев высказался по этому поводу: «Эти изменения повлияют на баланс власти. В этих условиях российское правительство должно предоставить президенту нашей страны возможность принимать все необходимые для этого решения. Полагаю, что было бы правильно, чтобы правительство РФ в действующем составе подало в отставку». Владимир Путин кратко поблагодарил его за всю проделанную работу и объявил о его назначении на специальную должность — заместителя председателя Совета Безопасности.
«Никто не знал об этом ни в администрации президента, ни в правительстве», — заверяет эксперт. Отставка правительства стала шоком для всех». Но настоящая новость дня — помимо новой должности Медведева — остается, новость об официальном начале процесса передачи власти. Этот вопрос стоит на повестке дня после триумфального переизбрания Владимира Путина в мае 2018 года. Сразу после своей победы, он объявил, что этот новый срок будет для него последним.
Распределение части президентских полномочий между парламентом, Сенатом, Верховным Судом, Советом безопасности и Госсоветом, свидетельствует о желании создать новый политический баланс сил, и не передать в руки одного преемника самые широкие полномочия, которые за 20 лет своего правления собрал Путин.
«Для Путина важно, чтобы его наследие не исчезло, когда он покинет Кремль», — сказал Арно Дюбьен, директор франко-российского аналитического центра «Обсерво». «С конституционными реформами, которые он предлагает, у его преемника не будет таких же полномочий. При их перераспределении происходит диверсификация риска».
«Рутина»
Речь также идет о подготовке к уходу Путина с поста президента, который, очевидно, не собирается выходить из политической игры по окончании своего мандата. По мнению Татьяны Становой, «Путин сохранит за собой стратегическую роль главы Госсовета, органа, который до прошлого года не обладал реальной властью, но который стал «важным звеном объединившим администрацию президента, правительство и губернаторов. Там Путин может действовать в качестве арбитра между всеми уровнями власти, чтобы влиять на стратегические решения, потому что, очевидно, что он не намерен заниматься повседневными вопросами. Для этого существует правительство».
В ближайшие дни Михаилу Мишустину предстоит сформировать новое правительство. Владимир Путин уже начал подкупать общественное мнение, объявив о колоссальных социальных расходах в 2020 году. «Речь идет о 10 —15 миллиардах долларов. Деньги, как правило, распределяются до выборов», — считает Арно Дубьен. Однако следующие выборы запланированы только в 2021 году. «Без сомнения, можно ожидать парламентских или даже досрочных президентских выборов».