За последние десять лет мир пережил множество конфликтов, войн и кризисов, внесших изменения в альянсы, баланс сил и правила международной игры, основанные на интересах и выгодах каждой страны. Однако ареной большинства из них оставался Ближний Восток, регион, где происходят новые трансформации и наблюдается опасный этап войн, конец которого предсказать сложно.
Поскольку регион богат ресурсами и имеет большое географическое значение, соединяя разные уголки земли, региональным и глобальным державам пришлось вмешаться в ближневосточные конфликты под предлогом оказания помощи. Речь идет о могущественных странах и игроках, желающих расширить свое влияние. Возможно, наиболее заметными новыми участниками этих конфликтов являются Россия и Турция, вернувшиеся в регион после многолетнего отсутствия по причине слабости или внутренних проблем. На этот раз указанные государства увидели в региональных войнах возможность вернуть политическое влияние.
Две страны не принимали решение вмешаться в эти конфликты вместе — этому способствовали события на внутренней арене, и у каждой из них были свои основания для вовлечения. Государства сошлись во мнении по многим вопросам, что позволило им стать самыми активными игроками в некоторых странах и регионах и нарисовать новую карту влияния, однако достигнутый Москвой и Анкарой консенсус сопровождается фундаментальными различиями по многим проблемам экономического, политического и даже военного характера.
Можно сказать, именно это наблюдается между ними в Сирии, и ситуация не имеет отношения к воле держав, связанных с двумя странами, о чем мы подробно расскажем далее в этой публикации.
Вероятно, последним значимым событием в их отношениях стало посредническое соглашение по Ливии между международно признанным Правительством национального согласия и армией Халифы Хафтара (Khalifa Haftar). Присутствие вооруженных сил уполномочивает Россию и Турцию заключать соглашения в некоторых странах, таких как Сирия и Ливия, но есть и другие примеры государств, где ярко проявляется турецко-российская роль, будь то через успешные или провальные инициативы. Единственным положительным исключением является экономическое взаимодействие между ними. В настоящей статье мы выделим наиболее важные вопросы, по которым русские и турки взаимодействовали или конфликтовали в последние годы в свете последовательных изменений на международной арене.
Сирия: противоречия и договоренности
Сирийский конфликт был одним из главных нерешенных вопросов в отношениях между Анкарой и Москвой. Турецкая поддержка оппозиции, сражающейся с режимом Башара Асада, не могла радовать Москву — союзника сирийского президента. Тем временем Анкара уже давно осуждает российскую позицию и бомбардировки сирийских городов, однако затяжной характер кризиса и трудности его урегулирования способствовали появлению некоторых общих точек и взаимных интересов.
Москва ввела санкции против Турции, включая установление визового режима для ее граждан. Как заявил тогда президент России Владимир Путин, Турция пожалеет о том, что сбила российский бомбардировщик, и даже назвал инцидент «ударом в спину от пособников террористов». Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган направил Путину послание, в котором выразил сожаление по поводу крушения самолета и начал постепенную нормализацию экономических отношений. По словам турецких властей, Анкара и Москва согласились быстро возобновить «традиционные» отношения между странами.
Нормализация отношений дала им возможность активно действовать на сирийской территории для начала политического урегулирования, согласованного обеими сторонами, поэтому Анкара стала посредником сирийской оппозиции на международных форумах, где Москва поддерживала режим. Несмотря на частые разногласия между двумя странами, переговоры продолжались, хотя кажется, Россия и режим Башара Асада не придают какого-либо веса соглашениям с Турцией и сирийской оппозицией.
Первой совместной работой Анкары и Москвы стало создание астанинского переговорного трека, который они считают фундаментом для политического урегулирования в Сирии. В ходе встреч в казахстанской столице были составлены карты по деэскалации между силами сирийского режима и оппозиционными группировками на севере Сирии. В соответствии с соглашениями Турция вошла в северную часть страны для создания военных баз и наблюдательных пунктов, чтобы контролировать ситуацию в районах, включенных в договоренности, однако Россия и режим не придавали им большое значение. Наступление на районы, подконтрольные оппозиции, все еще продолжается, и некоторые турецкие наблюдательные пункты осаждены силами сирийского режима. Тем не менее Турция по-прежнему придерживается договоренностей, и время от времени стороны встречаются в казахстанской столице.
Подобно соглашениям, которые нарисовали новые карты влияния в Сирии, в 2018 году была проведена сочинская конференция, ограничившая масштаб боевых действий в стране. Во время конференции сирийская команда вместе с Организацией Объединенных Наций, Турцией, Ираном и Россией решила создать комитет для изменения сирийской конституции, и в октябре 2019 года начались его первые заседания. Ему было поручено подготовить новую конституцию страны под эгидой ООН, что было бы невозможно без российско-турецкой поддержки.
Операция «Источник мира», которую Турция начала в октябре прошлого года против курдских подразделений на границе с Сирией, привела к заключению соглашения между Москвой и Анкарой. Оно требует вывода курдских сил в течение 150 часов на глубину 30 километров от сирийско-турецкой границы. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в этой связи: «За этим последует совместное патрулирование и борьба с террористическими элементами». Соглашение также предусматривает, что обе страны предпримут совместные усилия, направленные на содействие безопасному и добровольному возвращению беженцев. Таким образом операция «Источник мира» не достигла своей цели по созданию безопасного района, как было решено изначально, но вывела курдские подразделения подальше от границы.
Ливийский конфликт: по стопам Сирии
В начале 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил об отправке в Ливию турецких вооруженных сил. По его словам, воинский контингент будет последовательно расширяться, и Анкара намерена поддержать Правительство национального согласия, помочь ему выстоять и одержать победу. Как отметил турецкий лидер, эти силы будут действовать в рамках координационных операций, будет создан оперативный штаб, а командовать военными будет генерал. Отправка турецких сил в Триполи инициирована после одобрения парламентом соглашения о безопасности, заключенного правительствами двух стран, поскольку Правительство национального согласия, возглавляемое Фаизом ас-Сараджем (Faiz as-Sarraj), официально попросило Анкару направить в страну военные подразделения.
В свою очередь Россия является главным сторонником армии Халифы Хафтара. Как сообщил источник в британском правительстве, западной разведке удалось обнаружить в Ливии 300 наемников, работающих на ЧВК Вагнера. Эти силы дислоцированы в портах Тобрук и Дерна и поддерживают армию Хафтара, оказывая ему материально-техническую и военную помощь. По данным американского веб-сайта The Daily Beast, российская поддержка не ограничивается военной составляющей, отправкой военного континента и оружия, затрагивая также другие вопросы, включая поддержку через средства массовой информации.
Несмотря на российско-турецкие разногласия на ливийской территории, страны нашли формулы для объединения местных враждующих сторон после того, как Анкара и Москва сумели достичь перемирия между ливийскими силами по сценарию, похожему на астанинский переговорный трек по урегулированию сирийского конфликта. Это произошло в российской столице, ставшей свидетельницей переговоров между ливийскими силами под эгидой турецкой и российской делегаций с целью обеспечения прекращения огня в стране. Также была запланирована четырехсторонняя встреча с участием делегаций от Турции, России, правительства Сараджа и сил Хафтара, но взаимные возражения враждующих ливийских сторон помешали ей состояться.
Халифа Хафтар покинул российскую столицу, не подписав соглашения о прекращении огня. Согласно изданию Al Araby Al Jadeed, Хафтар сообщил российской стороне, что подписание соглашения о прекращении огня с Правительством национального согласия означает его признание. Также по его мнению, это соглашение служит амбициозной политике Турции, которая стремится обеспечить легитимность подписанных с Правительством национального согласия меморандумов о взаимопонимании в области безопасности и морских границ и добиться признания других органов, таких как парламент в Триполи.
Украинский кризис
После того, как российские войска вошли в Крым в 2014 году, Анкара призвала к разрешению украинского кризиса посредством внутриполитического объединения и реализации пакета комплексных экономических реформ. В то время Турция объявила о полной поддержке территориальной целостности Украины и отвергла любое российское вмешательство, а турецкий лидер продолжал подчеркивать, что его страна не признает незаконную аннексию Крыма. Когда разразился кризис, Анкара действовала на дипломатическом направлении, и министром иностранных дел был Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoğlu), по словам которого Турция сделает все возможное, чтобы сохранить историческое присутствие своих братьев крымских татар.
Нынешний министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) отметил: «В прошлом крымский народ пострадал из-за депортации крымских татар Советским Союзом в 1944 году, а сегодня происходит незаконная аннексия полуострова Россией». По его словам, Турция всегда будет выступать на стороне крымских татар, и впредь поднимая этот вопрос на международных площадках, таких как Совет Безопасности ООН. Россия аннексировала Крым после захвата полуострова промосковскими силами, а затем в 2014 году провела референдум, на котором население проголосовало за присоединение к российской территории. Украина выступила против этого, а крымские татары, как тюркский народ, проживали на этом полуострове острове, но были депортированы в центральную Россию и страны Средней Азии во времена советской власти на Украине.
Экономическое соглашение
Турция и Россия имеют разногласия по региональным политическим вопросам, но экономическое сотрудничество между ними достигло пика в последние годы. Согласно статистике, опубликованной Центральным банком Турции, объем турецкого импорта из России увеличился на 18,6 миллиарда долларов в 2018 году по сравнению с 3,87 миллиарда долларов в 2000 году, а объем турецкого экспорта в Россию увеличился с 639 миллионов долларов в 2000 году до 3,4 миллиарда долларов в 2018 году. Что касается строительного сектора, то Центральный банк Турции считает Россию одним из наиболее значимых направлений для турецких компаний, поскольку местные строительные компании реализовали 277 проектов в 44 странах на сумму 22,8 миллиарда долларов, и почти 15% приходятся на Россию.
По данным Министерства туризма Турции, число российских туристов, приезжающих в страну в период с начала по ноябрь 2019 года, достигло 6,8 миллиона человек, что составляет 14% от общего числа туристов, прибывающих в Турцию. На фоне быстрого роста экономического сотрудничества на первый план выходят совместные энергетические проекты. Речь идет главным образом о Турецком потоке, который, по словам Эрдогана, должен транспортировать российский газ в Турцию и Европу. Благодаря проекту, газ будет поступать в Турцию напрямую без посредников, в связи с чем турецкий лидер отметил: «15,75 миллиарда кубометров из 31,5 миллиарда кубометров природного газа поступит в Турцию напрямую благодаря "Турецкому потоку"». Со своей стороны, президент России Владимир Путин объявил, что энергетический проект превратит Турцию в центр экспорта российского газа в Европу, что позитивно отразится на геополитическом положении страны.
С-400
Американские угрозы, а также опасения НАТО и Европы не помешали Турции завершить сделку с Москвой, в соответствии с которой она получила российскую ракетную систему С-400. В июле 2019 года после доставки системы в Турцию Кремль заявил: «Обязательства всех сторон в отношении сделки выполняются в соответствии с установленными сроками».
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу также сообщил: «Сделка по покупке российской системы С-400 завершена». Турция не ограничилась покупкой готовых частей российской оборонной системы и готовится к совместному производству и обмену технологиями. Соответствующий контракт будет подписан к апрелю 2020 года.
Турция и Россия продолжают сотрудничать с осторожностью, поскольку есть множество спорных вопросов, и Анкара не может, учитывая свое членство в НАТО, быть надежным региональным партнером для Москвы, но российское военное присутствие на Ближнем Востоке подталкивает Турцию к разрешению некоторых противоречий. Открытыми вопросами остаются конфликты в Сирии и Ливии, но стороны развивают экономическое сотрудничество, поскольку являются важными рынками друг для друга.