Болгарский журналист Атанас Стефанов из агентства «Булпресс» прервал ежегодную пресс-конференцию президента России Владимира Путина, чтобы показать ему икону, которую он привез специально для него. Его поступок освещался в новостях. Во время пресс-конференции Стефанов поднял икону св. Ивана Рильского, которую он, в конце концов, смог подарить президенту России. Вот что Атанас Стефанов рассказал Dir о поездке в Москву, участии в пресс-конференции и выполненной миссии. Его сопровождал еще один болгарин — Борис Анзов из «Медия мост България».
Dir: Как возникла идея участвовать в ежегодной пресс-конференции президента России Владимира Путина?
Борис Анзов: Мы медиа-патрнеры «Булпресс» и «Медия мост България». Я присутствовал на пресс-конференции Владимира Путина четвертый раз. До этих встреч с Путиным были другие болгары, но я не уверен, что на последней пресс-конференции, прошедшей несколько дней назад, были другие наши соотечественники.
— Какой была обстановка на пресс-конференции?
Б.А: Все началось рано утром. Мы прилетели на день раньше и в тот же день пошли получать журналистские аккредитации. Их можно получить с 7 до 19 часов. В день пресс-конференции вы сначала проходите несколько проверок, а затем входите в зал.
— Сколько проверок нужно пройти, чтобы попасть в зал, где Путин будет давать пресс-конференцию?
Атанас Стефанов: Их много.
Б.А: Их несколько. Вы проходите через сканер, а они проверяют вашу аккредитацию. Проверкой занимается Федеральная служба безопасности.
— Как вы пронесли икону? В конверте, в руке…
А.С.: Я держал ее в руке и не прятал.
Б.А.: Икона не является опасным предметом, это не нож и не оружие.
А.С.: Русские слишком верующие, чтобы остановить икону. Я даже помню, что на последней проверке, в самом зале, несколько проверяющих сказали своему начальнику, что в зал внесли икону. А он им ответил: «Как вы остановите икону? Это икона св. Ивана Рильского, он наш покровитель? Пустите его».
— Значит, вы уже на входе произвели впечатление?
А.С.: Они заметили нас еще в фойе перед залом. Там были журналисты со всего мира.
Б.А.: Мы произвели впечатление не только тем, что у нас была икона, но и тем, что мы были одеты в болгарские народные костюмы. Также у нас были сурвачки (специально украшенные веточки кизила). Мы хотели по возможности постучать ею по спине Путина (болгарский новогодний обычай; таким образом, желают удачу и здоровье в будущем году) и задать ему вопрос. Мы хотели подарить ему икону, задать вопрос и постучать ему по спине. Икона св. Ивана Рильского выбрана не случайно, потому что этот святой — символ русско-болгарской дружбы. Святой чудотворец Иван Рильский — покровитель также и русского народа. В России есть город, названный в его честь — город Рильск.
— В итоге Путин получил икону?
А.С.: Конечно. После окончания пресс-конференции она была ему передана.
Б.А.: Ее взяли люди из специальных служб. Мы были в двух метрах от Путина.
— Говоря о том, что было после окончания пресс-конференции…
А.С.: Да. Путин ушел с охраной, она шла перед и за ним. Мы были буквально в двух метрах от него и крикнули ему, чтобы он взял себе икону, потому что мы дарим ее ему от имени всего болгарского православного народа. Он уходил, но, услышав нас, остановился. Потом вернулся к нам. Дважды поклонился иконе и дважды нас поблагодарил. После этого к нам подошли люди из его служб и забрали икону.
Б.А.: Путин дважды поклонился, потому что икона была у Наско (уменьшит. Атанас), который стоял передо мной. Затем пришел сотрудник пресс-службы Путина, женщина, кажется, ее звали Наталья, она все подробно записала. Кто мы такие, откуда, что за икона, какого святого и т.д. Мы подарили еще ему сурвачку и два болгарских флага — большой и маленький. В целом, люди были очень воодушевлены всем этим. Наско объяснил им, что хочет построить первый русско-болгарский храм в Софии.
А.С.: Идея этого первого русско-болгарского храма возникла не сегодня и не вчера. В прошлом году патриарх Кирилл был гостем на нашем национальном празднике. И на встрече со Священным Синодом, где мой сын подарил ему большую мартеницу (болгарский амулет из ниток), русский патриарх благословил на строительство такого храма. Когда этот храм будет построен, это будет наш первый общий храм. Сейчас у нас есть или болгарские, или русские храмы. Разрешение на строительство подобного храма выдается муниципалитетом. Речь идет об участке земли, расположенном по адресу ул. Първа българска армия,92 — 22 сотки. Она была освящена для этого начинания митрополитом Кириллом после смерти деда Максима. Кирилл закопал в землю свиток и камень. Все это было сделано по инициативе организации «Друзья России и всего православного мира». Храм будет носить имя св. Ивана Рильского. О нашей связи с Россией говорят, что мы один народ в двух государствах. Так что нет сил, которые смогут нас разлучить. Мы также обсуждали данный вопрос с пресс-службой Путина, и они разделяют ту же точку зрения, что не должно быть никакой вражды между нашими двумя народами, что между всеми христианами должно быть единство, потому что Антихрист сейчас повсюду. Сегодня идет война против православия, мы все это знаем.
— Как вы будете вспоминать об этой пресс-конференции Владимира Путина?
Б.А.: Один из вопросов, которые у нас были к Путину, касался виз. Болгария не может отменить визы, потому что мы являемся членами ЕС, но Россия может в одностороннем порядке не требовать визы для граждан ЕС. Ни одна страна не разбогатела на выдаче виз. Я работал в болгарском консульстве в Москве и знаю, о чем говорю. И еще раз скажу, что мы хотели постучать Путину по спине сурвачкой и попросить у него 2 миллиарда евро — для того, чтобы построить храм и чтобы закончить оставшиеся в Болгарии проекты, такие как «Белене».
А.С.: На следующий день после пресс-конференции люди Путина нас отвезли в Кремль, потому что строительство храма их действительно заинтересовало. Встреча прошла хорошо, и нам сказали, чтобы мы постоянно держали их в курсе дел. Мы сказали им, что есть препятствия, связанные с нашими властями, но нас заверили, что сделают все возможное, чтобы помочь нам построить храм.
Б.А.: Завтра в полдень Наско вернется в Софию рейсом из Москвы, а я останусь здесь на пресс-конференцию министра иностранных дел России Сергея Лаврова, чтобы постучать ему по спине сурвачкой. Это будет в январе.
— Как выбирают того, кто будет что-то спрашивать?
Б.А.: На пресс-конференции мы взяли слово. Не ждали, пока нам его дадут. В Болгарии тоже так — все ждем. А на самом деле мы должны сами что-то сделать. Я македонец, а Наско фракиец — мы мятежники. Мы люди старой закалки.
А.С.: Некоторое время назад премьер-министр Болгарии Бойко Борисов также публично заявил, что готов оказать помощь в строительстве русско-болгарского храма. Когда он открывал шоссе Марица, встал вопрос о части дороги, ведущей к одному храму.
Б.А: Видите, вера открывает все двери. И Христос говорил, что «если у вас есть веры хоть с горчичное семя, вы можете двигать горы». Икону святого чудотворца Ивана Рильского мы привезли не случайно. Он может помочь, чтобы все наши планы осуществились, и не было вражды.
А.С.: Поэтому хорошо бы обратиться к св. Ивану Рильскому, потому что он творит чудеса. На пресс-конференции мне было настолько комфортно, будто бы я у себя дома.
Б.А.: Не знаю, как эту новость приняли в Болгарии, но в России был очень положительный отклик. Более 10 крупнейших российских СМИ пригласили нас на различные программы. Люди были удивлены, что такие расторопные болгары сделали такое на пресс-конференции и подарили икону.
А.С.: Видите, мы привезли им частичку Болгарии и они это оценили.